Организация расчетно-казначейского обслуживания клиентов
Организация расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней, безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валюте, межбанковских расчетов и операций с использованием различных видов платежных карт.
- Сущность организации расчетов коммерческими банками на примере «ЗАО ВТБ-24». Виды и особенности банковских счетов. Принципы проведения безналичных, межбанковских и международных расчетов. Осуществление расчетных операций с использованием платежных карт.курсовая работа, добавлен 08.06.2014
- Безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в иностранной валюте. Расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней. Межбанковские расчеты по экспортно-импортным операциям. Расчетные операции с использованием платежных карт.отчет по практике, добавлен 25.02.2018
- Особенности организации рассчетно-кассового обслуживания клиентов в ОАО «СКБ-банк». Порядок осуществления безналичных, межбанковских и международных расчетов. Расчетные операции с использованием платежных карт. Условия и порядок выдачи платежных карт.отчет по практике, добавлен 20.06.2015
- Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Перспективы развития безналичных расчетов как способа сокращения налично-денежного оборота. Анализ расчетно-кассового обслуживания клиентов в ВТБ24. Совершенствование расчетов в банке.дипломная работа, добавлен 24.10.2011
- Проведение расчетных операций на примере одного из крупных банков России ОАО «СКБ-банк». Расчетно-кассовое обслуживание клиентов. Осуществление безналичных расчетов. Расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней. Использование платежных карт.отчет по практике, добавлен 25.05.2015
- Нормативно-правовая база кассового обслуживания клиентов, ведение их счетов. Виды кассовых операций банков, дистанционное банковское обслуживание. Оформление безналичных расчетов с использованием банковских карт. Кредитные операции и кредитный процесс.курсовая работа, добавлен 19.11.2014
- Изучение порядка осуществления безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах. Анализ процесса оценки кредитоспособности клиентов. Характеристика специфики оформления и выполнения операций по вкладам.отчет по практике, добавлен 15.04.2022
В Уставе содержатся следующие сведения
1) наименование банка и его местонахождение (почтовый и юридический адрес);
2) перечень выполняемых им банковских операций;
3) размер уставного капитала, резервного и иных фондов, образуемых банком;
4) указание на то, что банк является юридическим лицом и действует на коммерческой основе;
5) данные об органах управления банка, порядке образования и функциях.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России), именуемый в дальнейшем «Банк», создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. Учредителем Банка является Центральный банк Российской Федерации, именуемый в дальнейшем «Банк России».
Фирменное (полное официальное) наименование Банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество); сокращенное наименование: ОАО Сбербанк России; Банк входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также настоящим Уставом.
Банк имеет круглую печать со своим полным фирменным наименованием и сокращенным фирменным наименованием на русском языке, а также указанием места нахождения, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке знак обслуживания и другие средства визуальной идентификации.
Акционерами Банка могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Банк создается без ограничения срока деятельности и осуществляет свою деятельность на основании лицензии Банка России.
Основной целью деятельности Банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами для получения прибыли.
Уставный капитал сформирован в сумме 67,76 млрд руб. и состоит из 21 586 948 000 обыкновенных и 1 000 000 000 привилегированных акций номинальной стоимостью 3 рубля каждая. Основным акционером Банка является Центральный банк Российской Федерации, доля которого в уставном капитале Сбербанка составляет 50% плюс одна голосующая акция, в голосующих акциях — 52,32%.
Все акции Банка являются именными. Банк размещает обыкновенные и привилегированные акции.
Банк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли.
Балансовая и чистая прибыль Банка определяются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет. Чистая прибыль Банка остается в распоряжении Банка и по решению общего собрания акционеров направляется в резервный фонд, на формирование иных фондов Банка, а также распределяется между акционерами в виде дивидендов, на другие цели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Кредитные ресурсы Банка формируются за счет:
1) собственных средств Банка (за исключением стоимости приобретенных им основных фондов, вложений в доли участия в уставном капитале банков и других юридических лиц и иных иммобилизованных средств);
2) средств юридических лиц, находящихся на их счетах в Банке;
3) вкладов физических лиц, привлеченных на определенный срок и до востребования;
4) кредитов, полученных в других банках;
5) иных привлеченных средств.
В качестве ресурсов для кредитования может использоваться прибыль Банка, не распределенная в течение финансового года.
Банк депонирует в Банке России в установленных им размерах и порядке часть привлеченных денежных средств в обязательные резервы, в соответствии с правилами и нормативами, установленными для Банка.
Банк гарантирует тайну по операциям, счетам и вкладам своих клиентов и корреспондентов.
Банк ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую и иную отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, в том числе нормативными актами Банка России.
Банк осуществляет обязательное раскрытие информации в объеме и порядке, установленными законодательством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и Банком России.
Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью Банка, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью Банка осуществляется Правлением и Президентом, Председателем Правления Банка.
Права и обязанности Президента, Председателя Правления и членов Правления определяются в соответствии с действующим законодательством и договором, заключаемым каждым из них с Банком. Договор от имени Банка подписывается Председателем Наблюдательного совета или лицом, уполномоченным Наблюдательным советом.
Наблюдательный совет вправе в любое время расторгнуть договор с Президентом, Председателем Правления и членами Правления.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка осуществляется ревизионной комиссией, избираемой общим собранием акционеров Банка сроком на один год в количестве 7 членов.
Члены ревизионной комиссии не могут быть одновременно членами Наблюдательного совета, а также занимать иные должности в органах управления Банка.
Акции, принадлежащие лично членам Наблюдательного совета Банка или лицам, занимающим должности в органах управления Банком, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии Банка.
Все изменения и дополнения, вносимые в Устав Банка и принятые общим собранием акционеров или Наблюдательным советом в соответствии с его компетенцией, регистрируются в Банке России в установленном порядке.
Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка.
Изменения в Устав, связанные с открытием, закрытием филиалов и изменением их статуса, вносятся по решению Наблюдательного совета Банка не реже 1 раза в год.
Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) — управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.
Прием на работу и увольнение работников филиалов, заключение с ними трудовых договоров (контрактов) осуществляется руководителем филиала по установленной номенклатуре.
Внутренние структурные подразделения (операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты и дополнительные офисы) территориального банка открываются, закрываются, пере подчиняются по решению правления территориального банка; внутренние структурные подразделения отделения — по решению правления территориального банка, в организационном подчинении которого находится отделение; внутренние структурные подразделения отделения в городе Москве — по приказу Президента, Председателя Правления Банка в порядке, установленном Банком и Банком России.
Органами управления Сберегательного банка РФ являются: Общее собрание акционеров, Совет банка и Совет директоров банка.
Высший орган управления Сбербанка РФ — Общее годовое собрание акционеров; проводится один раз в год.
Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка.
Совет банка — высший орган управления в период между общими собраниями акционеров. Совет директоров банка утверждается Советом банка по представлению Президента Совета банка, который состоит из первого и четырех вице-президентов и 15 членов Совета директоров банка. Совет директоров — исполнительный орган банка.
Основные вопросы, решаемые Советом директоров — корректировка стратегии развития банка, контроль за деятельностью исполнительных органов.
Следующим органом управления банка является Правление. В системе Сберегательного банка формируется на уровне головного и территориальных банков и возглавляется Председателем банка. В состав Правления входят, кроме Председателя, его заместители, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений (директора основных управлений). В компетенцию Правления входят вопросы кредитной политики, текущего руководства банком, формирования активов и пассивов.
Еще одним органом управления является Кредитный комитет, формируемый на уровне территориальных банков. В его состав входит Председатель банка, главный бухгалтер, руководители подразделений, имеющих непосредственное отношение к процессу кредитования. Кредитный комитет решает вопросы выдачи кредитов в соответствии с кредитной политикой банка.
Ревизионная комиссия также является органом управления банка, формируется из числа акционеров и занимается вопросами проверки годовой отчетности.
Структурными подразделениями Сберегательного банка являются территориальные банки, в состав которых входят отделения, которые в свою очередь могут иметь филиалы. В основу структурной организации положен территориальный принцип.
Функции их заключаются в следующем:
1) управление бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивает контроль за использованием собственных и привлеченных ресурсов и управление ими, контроль за наличием и движением имущества банка и прочих материальных ценностей, формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов, ценных бумаг, обязательств, финансовых результатов, резервов;
2) территориальный расчетный центр, задачей которого является ведение счетов отделений и обеспечение проведения расчетных операций, в т.ч. внутрибанковских;
3) экономическое управление, выполняющее функции систематизации и обобщения экономической информации в целом по территориальному банку, анализа экономических нормативов деятельности банка, анализа финансово-хозяйственной деятельности, выявляет причины, влияющие на прибыль, и разрабатывает предложения по ее увеличению, изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг;
4) управление кредитования, собирает и обобщает информацию о выданных кредитах в целом по территориальному банку, готовит представление и осуществляет выдачу кредитов по решению Кредитного комитета, контролирует использование и возврат кредитов;
5) контрольно-ревизионное управление, осуществляет внутренний контроль за деятельностью других подразделений банка, путем проведения документарных ревизий;
6) юридическое управление, обеспечивает правовое обеспечение деятельности банка в целом и каждого отдельного подразделения;
7) вкладов и расчетов, проводит аналитическую работу по сбору, обобщению, систематизации и координации работы по обслуживанию клиентов банка, как юридических, так и физических лиц;
8) управление ценных бумаг и инвестиций, проводит методологическую работу по операциям с ценными бумагами, осуществляет сбор и анализ информации по осуществляемым операциям, непосредственно проводит операции по покупке, продаже, хранению ценных бумаг;
9) валютное управление, собирает, систематизирует и организует работу по операциям с иностранной валютой, осуществляет методологическую работу;
10) управление информатики и автоматизации банковских работ, проводит работы по обеспечению средствами связи, автоматизации, электронно-вычислительной техникой, организует работу по программному обеспечению и расчетам по банковским операциям, внедрению новых технологий и услуг с использованием средств вычислительной техники;
11) управление безопасности, обеспечивает внутреннюю, информационную и общую безопасность деятельности банка;
12) управление инкассации и кассового хозяйства, занимается сбором, доставкой и сопровождением денежных средств при перемещении их между различными подразделениями банка и вне банковских подразделений, осуществляет сбор и систематизацию информации о движении денежных средств в целом по банку, ведет методологическую работу;
13) управление развития материально-технической базы;
14) управление по работе с персоналом и организационно-административным вопросам;
15) операционное управление, занимает особое место среди подразделений территориального банка, выполняя функции по предоставлению реальных банковских услуг юридическим и физическим лицам, в то же время является базовым для осуществления функций большинства ранее рассмотренных управлений и отработки методологии проведения банковских операций в системе Сбербанка.
Банк осуществляет следующие банковские операции:
1) привлекает денежные средства физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещает указанные выше привлеченные средства от своего имени и за свой счет;
3) открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
4) инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
5) покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах;
6) привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы;
7) выдает банковские гарантии;
8) осуществляет переводы денежных средств по поручениям физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Банк помимо перечисленных выше банковских операций осуществляет следующие сделки:
1) выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретает права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) осуществляет доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
6) осуществляет лизинговые операции;
7) оказывает брокерские, консультационные и информационные услуги.
Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Банк вправе осуществлять обслуживание экспортно-импортных операций клиентов с применением различных финансовых инструментов, принятых в международной банковской практике.
Банк осуществляет валютный контроль за операциями клиентов — физических и юридических лиц.
Банк вправе эмитировать и обслуживать пластиковые карточки международных и российских платежных систем.
Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и в иностранной валюте.
Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с юридическими и физическими лицами.
Банк имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
В пределах своей компетенции Банк обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Банк рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы будет дальнейшее повышение квалификации персонала Банка, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка. В качестве приоритетных направлений кадровой политики Банк видит повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров, совершенствование системы мотивации персонала, развитие корпоративной культуры.
Сложившаяся система отбора наиболее перспективных выпускников ведущих высших и средних учебных заведений, предоставления им целевых стипендий Сбербанка России будет сочетаться с практикой привлечения наиболее подготовленных специалистов с опытом работы в других кредитно-финансовых учреждениях. Станет правилом проведение открытых конкурсов на замещение вакантных руководящих должностей и отдельных категорий сотрудников.
Предстоит найти оптимальное сочетание материальных и нематериальных стимулов мотивации работников к повышению производительности и качества труда, развитию инициативы, поиску новых технологических решений. Существенно изменится система формирования резерва руководящих кадров, особенно высшего звена управления, планирования должностного роста перспективных молодых специалистов, повышения квалификации кадров. Получит развитие система ротации и перемещения по горизонтали управления наиболее квалифицированных специалистов. Банк будет создавать условия, позволяющие каждому сотруднику реализовать творческие способности, получить возможность повышения уровня профессиональных знаний, понимать систему оценки результатов его труда и перспективу должностного роста.
С целью закрепления перспективных кадров Банк будет поддерживать соответствие уровня оплаты труда специалистов Банка уровню оплаты в ведущих российских банках и финансовых компаниях, внедрять системы дифференцированной оплаты труда по конечному результату работы.
Развитие корпоративной культуры в Банке будет направлено на создание у каждого сотрудника чувства сопричастности к достижению Банком высоких результатов, воспитание командного духа, создание коллектива единомышленников, нацеленного на достижение поставленных стратегических целей.
Коммерческую тайну Акционерного коммерческого Сберегательного банка России составляют не являющиеся государственными секретами сведенья, связанные с технологической информации, управлением, финансами, и другой деятельности Банка, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, разглашение (неправомерная передача, утечка) которых, в том числе среди сотрудников Банка, может нанести Банку ущерб любого характера (материальный, финансовый, деловой репутации, имиджу и прочие).
Такая информация может быть создана как сотрудниками Банка в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей, так и полученная Банком от сторонних лиц либо организаций, как на бумажных носителях, так и в электронном виде в процессе электронного документооборота между ними.
Коммерческая тайна определяется правом Банка на определенную свободу коммерческой деятельности и защиту своих интересов как самостоятельного субъекта рыночных отношений.
Коммерческая тайна является собственностью Банка, не подлежит разглашению, несанкционированной передаче, опубликованию в открытой печати, передачах по радио и телевидению.
Коммерческая тайна, являющаяся результатом совместной деятельности двух и более банков или иных организаций, может быть собственностью двух и более банков или иных организаций. Это обстоятельство должно найти отражение в договоре или ином документе (соглашении), предусматривающем ответственность за разглашение.
Коммерческая тайна, являющаяся результатом выполнения работником Банка своих служебных обязанностей, составляет собственность Банка и не подлежит копированию и использованию в личных целях.
Обеспечение защиты коммерческой тайны предусмотрено действующим законодательством РФ и является обязательной неотъемлемой составной частью деятельности Банка.
За разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну Банка, и нарушение порядка защиты таких сведений сотрудники Банка, а так же лица, уволенные из системы Сбербанка, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (УГ РФ статья 183).
2. Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов
В расчетно-кассовое обслуживание для юридических лиц и частных клиентов включено ведение банковских счетов.
По договору, заключаемому с клиентом, Сбербанк берет на себя обязательства:
1) открыть счет на условиях выбранного клиентом тарифного плана;
2) принимать от владельца и зачислять на счет денежные средства (суммы не ограничены);
3) выдавать определенные суммы (по распоряжению клиента, с соблюдением безопасных схем);
4) осуществлять перевод средств на иные счета и выполнять прочие финансовые операции (по распоряжению клиента, с соблюдением безопасных схем).
Все процедуры, связанные с расчетно-кассовыми операциями, Сбербанк осуществляет, руководствуясь ГК и НК РФ и иными законодательными актами.
Крупнейшая в России филиальная сеть позволяет всегда быть территориально рядом с Клиентом.
Собственная расчетная система, охватывающая территорию всей страны, широкая сеть банков-корреспондентов за рубежом позволяют проводить значительные объемы платежей как внутри РФ, так и за ее пределы за минимальное время.
Обеспечение возможности расчетно-кассового обслуживания на единых условиях многофилиальных и холдинговых компаний на всей территории РФ.
Сбербанк проводит широкий спектр операций с наличностью. Выдача наличных средств без ограничения суммы в пределах остатка на счете клиента, широкий спектр видов иностранной валюты, а также конкурентные позиции на денежных рынках позволяют предлагать клиентам наиболее выгодные ценовые условия по данным видам операций.
Профессиональное сопровождение и оказание клиентам консультаций по вопросам внешнеэкономической деятельности.
Открытие банковских счетов в валюте РФ и иностранной валюте осуществляется в кратчайшие сроки. Возможно открытие счета в день предоставления клиентом полного пакета документов (при условии согласия клиента подписать дополнительное соглашение к договору банковского счета).
Оказание помощи Клиенту в изготовлении копий документов, необходимых для открытия счета, а также в оформлении карточки с образцами подписей и оттиска печати. Карточка с образцами подписей и оттиска печати может быть оформлена в присутствии сотрудника Сбербанка самостоятельно, без нотариального свидетельствования подлинности подписей.
Клиенты имеют возможность получить необходимые консультации по вопросу открытия счета в любом удобном структурном подразделении, осуществляющем обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (и приравненных к ним лиц).
Сбербанк России является активным участником российского и международного денежного рынка и проводит конверсионные операции более чем с 20 видами валют: российский рубль (RUB), доллар США (USD), единая европейская валюта (EUR), австралийский доллар (AUD), белорусский рубль (BYR), канадский доллар (CAD), швейцарский франк (CHF), китайский юань (CNY), чешская крона (CZK), датская крона (DKK), эстонская крона (EEK), английский фунт стерлингов (GBP), японская йена (JPY), казахский тенге (KZT), литовский лит (LTL), норвежская крона (NOK), польский злотый (PLN), шведская крона (SEK), украинская гривна (UAH), клиринговая индийская рупия.
1) операции с датами валютирования от 1 дня до одного года;
2) гибкие ценовые условия совершения операции;
3) индивидуальный подход;
4) исполнение заявок по текущему биржевому курсу при совершении операций на ММВБ;
5) проведение операций на любые суммы;
6) возможность хеджирования валютных рисков с помощью инструментов срочного рынка.
Сбербанк России проводит конверсионные операции:
1) с банками-резидентами — на основании Соглашения об общих условиях проведения двухсторонних сделок на межбанковском рынке;
2) с банками-нерезидентами, на которых установлен лимит риска (в этом случае наличие подписанного Соглашения не требуется);
3) с банками-нерезидентами, на которых не установлен лимит риска — на условиях предоплаты и на основании Соглашения об общих условиях проведения двухсторонних сделок на межбанковском рынке.
3. Осуществление безналичных платежей с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валюте
расчетный валюта межбанковский карта
Безналичные расчеты — это платежи, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Согласно Положению Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов:
1) расчёты платёжными поручениями;
2) расчёты по аккредитивам;
3) расчёты чеками;
4) расчёты по инкассо;
5) расчёты платёжными требованиями.
Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. К лицам, не имеющим счёта, по п. 2 ст. 863 ГК РФ применяются те же правила, что и к владельцам счёта. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).
Платёжное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Платёжными поручениями может производиться перечисление денежных средств:
1) за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;
2) в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
3) в целях возврата/размещения кредитов займов/депозитов и уплаты процентов по ним;
4) в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
Общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:
1) два операционных дня в пределах территории субъекта РФ;
2) пять операционных дней в пределах территории РФ.
При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика — физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.
Платежное поручение может использоваться для перевода денежных средств со счета по вкладу (депозиту) с учетом требований, установленных федеральным законом.
Банковский ордер-это расчетный документ, применяемый в тех случаях, когда банк является одновременно и плательщиком, и получателем платежа. То есть это внутренний банковский документ, актуальный только в рамках конкретной кредитной организации. Он применяется для валютных и рублевых счетов, а отличие от платежных поручений и требований, а также вкладов. Этот документ составляется как в электронном, так и в бумажном виде, строго по форме ОКУД 0401067. Для электронных документов предусматривается процедура проверки и подтверждения их подлинности. Необходимым элементом банковского ордера являются реквизиты сторон. Предусмотрено как одно-, так и многостраничное составление документа. Он в обязательном порядке должен прилагаться к выпискам со счетов клиента.
Банковский ордер является распоряжением о переводе денежных средств и может применяться Банком России, кредитной организацией (далее при совместном упоминании — банк) в порядке, предусмотренном банком, при осуществлении операций по банковскому счету, счету по вкладу (депозиту) в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, открытому в этом банке, в случаях, если плательщиком или получателем средств является банк, составляющий банковский ордер, а также в случаях осуществления кредитной организацией операций по счетам (за исключением перевода денежных средств с банковского счета на банковский счет) одного клиента (владельца счета), открытым в кредитной организации, составляющей банковский ордер.
Выписка из лицевого счёта — это финансовый документ, содержащий характеристики жилой площади, на основании него рассчитывается сумма коммунальных платежей. В выписке может указываться наличие задолженности по оплате коммунальных платежей.
Выписку из лицевых счетов клиентов банки распечатывают в двух экземплярах. Один экземпляр передается клиенту в установленном порядке, а вторые экземпляры выписок сшиваются и хранятся в банке. Выписки по клиентским счетам распечатывают за каждый день, в течение которого по ним были совершены какие-либо операции, а по валютным текущим счетам еще и на каждый последний рабочий день месяца с указанием рублевого эквивалента иностранной валюты (для составления клиентом бухгалтерской отчетности). К выпискам из лицевых счетов прилагаются документы или их копии, на основании которых совершены проводки по зачислению или списанию средств.
4. Организация расчетного обслуживания счетов бюджетов различных уровней
Функционирование системы органов федерального казначейства в условиях использования единого казначейского счета (далее — ЕКС) представляет собой качественно новую технологию исполнения федерального бюджета, в которой принципиальными являются:
1) централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом Главному управлению федерального казначейства Минфина России (далее — ГУФК);
2) централизация операций по доходам бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации на одном банковском счете, открытом управлению федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) для учета налогов и сборов, уплачиваемых в бюджетную систему Российской Федерации; распределение доходов от их уплаты между разными уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и проведение операций по расходам федерального бюджета на уровне УФК;
3) ежедневное отражение в Главной книге федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Преимущества ЕКС для эффективной работы казначейской системы в России состоят в следующем:
1) из-за значительного увеличения скорости получения информации об объемах поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации повышается ее актуальность;
2) ежедневно становится доступной информация об общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей, поступающих на территориях субъектов Российской Федерации, а также о соответствии сумм зачисления регулирующих налогов в бюджеты разных уровней бюджетной системы Российской Федерации нормативам их распределения, установленным законодательством Российской Федерации;
3) учет доходов от уплаты налогов и сборов, поступающих во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемый УФК, позволит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления получать адекватную информацию о поступивших на территории соответствующего административно-территориального образования налогах и сборах;
4) Правительство Российской Федерации получает возможность ежедневно иметь информацию о движении средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, включая операции по их расходованию в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета, а также по территориям. Это позволяет ему, во-первых, объективно оценить имеющиеся в наличии средства в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнении федерального бюджета на краткосрочную и среднесрочную перспективы; во-вторых, эффективно управлять средствами федерального бюджета. При этом сократится необходимость в краткосрочных заимствованиях на внутренних и внешних финансовых рынках, что в конечном счете приведет к сокращению расходов федерального бюджета, связанных с обслуживанием государственного долга;
5) снизится краткосрочная ликвидность средств кредитных организаций в результате нахождения средств федерального бюджета на счетах органов федерального казначейства, открытых в этих кредитных организациях;
6) доходы федерального бюджета быстрее становятся доступными для использования.
Перечисленные преимущества введения ЕКС в совокупности с мероприятиями предварительного и текущего контроля за целевым использованием средств создают реальные предпосылки для эффективного использования средств федерального бюджета.
Порядок прохождения финансовых потоков федерального бюджета при внедрении ЕКС изложен в Концепции функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета, разработанной Минфином России совместно с Банком России и одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 N 107-р (далее — Концепция функционирования ЕКС).
Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет УФК по учету налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства, открытый в учреждении Банка России. УФК ежедневно распределяет в соответствии с законодательством доходы, поступившие за предыдущий день на счет по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства по разным уровням соответствующих бюджетов, и перечисляет их на счета по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетов, на счет государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета — на ЕКС, открытый ГУФК в учреждении Банка России, а также возвращает налогоплательщикам излишне уплаченные или излишне взысканные налоги и сборы в пределах доходов соответствующих бюджетов и остатка средств на счете.
УФК ежедневно передают отделениям федерального казначейства по городу, району (далее — ОФК) информацию о поступивших налогах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи финансовым органам муниципальных образований. Информация о поступивших налогах и сборах также передается УФК непосредственно в управление МНС России субъекта Российской Федерации (УМНС) для последующего доведения до территориальных налоговых органов.
Кроме доходов федерального бюджета на ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неиспользованных средств федерального бюджета, перечисляемые со счетов УФК. Учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и выплат из федерального бюджета по кодам бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется УФК в Главной книге федерального казначейства, которая является основным учетным регистром.
ГУФК перечисляет средства на проведение расходов федерального бюджета в пределах остатка средств на ЕКС на основе заявок УФК в объеме, необходимом на операционный день для проведения выплат из федерального бюджета. Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. В течение операционного дня учреждения Банка России ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС, и они в обязательном порядке зачисляются на счет УФК в начале следующего операционного дня учреждения Банка России. УФК оплачивает расходы получателей бюджетных средств за счет средств федерального бюджета в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на счете, и весь неиспользованный остаток в конце операционного дня учреждение Банка России в соответствии с договором банковского счета перечисляет на ЕКС.
В целях управления платежами из федерального бюджета в пределах его реальных возможностей ограничение платежей бюджетных учреждений осуществляется распорядителями бюджетных средств через органы федерального казначейства и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах федерального казначейства. При этом бюджетные учреждения не должны иметь отдельных счетов для операций со средствами федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Однако это не ограничивает самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в рамках предоставленных им полномочий по использованию выделенных им бюджетных средств.
Для выдачи бюджетным учреждениям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на выплату заработной платы и другие установленные законодательством Российской Федерации расходы ОФК открывает счет в учреждении Банка России или кредитной организации, услуги которой закупаются по конкурсу на возмездной основе.
Стоящая перед государством задача обеспечения управляемости и подконтрольности государственных финансовых ресурсов осложняется из-за большой территории и множества часовых поясов. Решение этой задачи путем внедрения Концепции функционирования ЕКС возможно только при условии создания обязательных для исполнения всеми участниками бюджетного процесса процедур и правил, регламентирующих порядок исполнения федерального бюджета, создания интегрированной компьютерной информационной системы федерального казначейства, а также повсеместного перевода учреждений Банка России и кредитных организаций на полноформатные электронные платежи.
После утверждения Правительством Российской Федерации в 2000 г. Концепции функционирования ЕКС Минфин России последовательно шаг за шагом реализует мероприятия, направленные на достижение ее конечной цели — сосредоточить все средства бюджета на одном счете для эффективного управления ими.
Внедрение системы ЕКС предполагается осуществить в 1999 — 2004 гг. в два этапа.
На переходном этапе, до 2002 г. включительно:
1) завершен перевод всех бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
2) осуществлена централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне УФК;
3) введена система электронного документооборота на уровне УФК и ОФК;
4) установлена система электронного обмена полноформатными документами между учреждением Банка России и УФК в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных документов;
5) проведен эксперимент по отработке технологии централизованного на уровне УФК учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных между ОФК и УФК и участвующих в обмене электронными платежными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.
На завершающем этапе должны быть осуществлены следующие мероприятия:
1) объединение на уровне УФК четырех счетов по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, доходов федерального бюджета, доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России;
2) открытие ГУФК счета ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации;
3) установление системы электронного документооборота между ГУФК и учреждением Банка России, а также ГУФК и УФК;
4) подключение учреждений Банка России во всех субъектах Российской Федерации к системе межрегиональных электронных расчетов;
5) обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы УФК и ГУФК таким образом, чтобы зачисление средств, перечисленных ГУФК, и списание остатков неиспользованных средств по счетам УФК на ЕКС производились в один операционный день учреждения Банка России;
6) пересмотр совместных указаний Минфина России и Банка России, касающихся взаимоотношений органов федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов федерального казначейства;
7) внесение изменений в нормативные документы Банка России в части составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.
Для централизации доходных и расходных операций на уровне УФК в переходный период при наличии системы электронного документооборота между УФК и ОФК закрываются счета ОФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, доходов федерального бюджета и средств федерального бюджета.
Налогоплательщики перечисляют в установленном порядке налоги и сборы на счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, открытые УФК. При этом большое значение имеет качество поступающих в УФК через платежную систему Банка России платежных документов, заполняемых налогоплательщиками.
УМНС передают в УФК информацию, необходимую для учета и распределения доходов в разные уровни бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. УФК ежедневно распределяет налоги, поступившие за прошлый день, по разным уровням бюджетов и перечисляет суммы доходов, причитающиеся соответствующим бюджетам, на их счета в учреждении Банка России или в кредитных организациях, а также возвращает излишне уплаченные или излишне взысканные налоги на основании распоряжений УМНС. На счет УФК и ГУФК по учету доходов федерального бюджета перечисляется доля доходов федерального бюджета.
В случае обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления с просьбой о принятии на кассовое обслуживание исполнения их бюджета органами федерального казначейства (УФК, ОФК) могут открываться дополнительные счета по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, на которые зачисляются распределяемые и нераспределяемые налоги и сборы субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. Если дополнительные счета не открываются, то все налоги и сборы учитываются и распределяются на одном счете УФК. УФК перечисляет доходы федерального бюджета на финансирование расходов через специальный счет «Доходы федерального бюджета, перечисленные на финансирование расходов». Сумма доходов, причитающаяся соответствующим бюджетам после распределения в установленном порядке, перечисляется органами федерального казначейства на счета бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Операции по расходам федерального бюджета со счета «Средства федерального бюджета» осуществляются УФК на основании платежных документов, поступающих в электронном виде из ОФК. При отсутствии системы электронного документооборота между УФК и ОФК, а также УФК и учреждением Банка России счета ОФК по учету налогов, распределяемых органами федерального казначейства, по учету доходов и по учету средств федерального бюджета в учреждениях Банка России или кредитных организация, сохраняются до внедрения этой системы в ОФК, УФК и учреждениях Банка России. В этом случае доходы бюджетов со счета по учету налогов и сборов, распределяемых органами федерального казначейства, ОФК перечисляет на соответствующие счета бюджетов.
Для осуществления расходов федерального бюджета ОФК представляет заявку в УФК о перечислении средств в объеме, необходимом для проведения расходов следующего дня. УФК перечисляет в течение дня средства федерального бюджета на счет ОФК. На основании поручений получателей средств федерального бюджета ОФК осуществляет кассовые расходы в соответствии с целевым назначением, указанным распорядителем средств федерального бюджета в документах по доведению объемов финансирования до получателя средств федерального бюджета.
ОФК ежедневно перечисляет остатки неиспользованных средств на счет УФК. Расходные операции по перечислению средств со счета по учету средств федерального бюджета ОФК после перечисления остатков не производятся.
Работа по внедрению элементов ЕКС начала проводиться отдельными УФК начиная с 1999 г. Особенно активно такая работа велась в 2001 г. 2002 г. является очень важным в процессе реализации Концепции функционирования ЕКС, поскольку в нем заканчивается переходный этап и начинается завершающий этап этой работы.
В настоящее время практически созданы условия для централизации доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета на ЕКС. Среди основных положительных моментов можно назвать следующие:
1) внедрена Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н (с изм. и доп. от 30.12.2002). В ней заложены принципы учета доходов органами федерального казначейства без привязки к налогоплательщикам и распределения регулирующих доходов на основе «общего котла»;
2) в платежное поручение на перечисление налогов введены необходимые реквизиты. На протяжении последних двух лет повсеместно был введен в действие Приказ Минфина России и МНС России от 29.02.2000 N N 21н, АП-3-25/82 «Об утверждении Правил проставления в платежных документах идентификационного номера налогового органа, кода причины постановки на учет и кода бюджетной классификации Российской Федерации при осуществлении операций по счетам по учету доходов и средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации». В настоящее время вводится совместный Приказ МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 N БГ-3-10/98/197/22н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»;
3) утверждено Указание Банка России от 21.01.2002 N 1100-У «О порядке работы с расчетными документами при изменении реквизитов получателей денежных средств и банков получателей в связи с закрытием счетов по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, учету доходов федерального бюджета и учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности», определяющее работу с закрываемыми счетами органов федерального казначейства;
4) закрыты счета налоговой службы для учета и распределения доходов, а также транзитные счета ОФК по учету доходов федерального бюджета и 2150 счетов по учету доходов федерального бюджета всех ОФК. Тем самым большинством УФК выполнены поручения, данные им в решении расширенной коллегии Минфина России (от 20.02.2002), завершить в 2002 г. централизацию операций по исполнению доходной части федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив закрытие банковских счетов ОФК по учету доходов федерального бюджета, и продолжить в 2002 г. централизацию операций по исполнению федерального бюджета на уровне УФК, обеспечив постепенное закрытие ОФК банковских счетов по учету доходов, распределяемых органами федерального казначейства;
5) разработан и был введен в действие новый порядок движения доходов федерального бюджета, ускоривший на пять дней прохождение средств федерального бюджета (совместные Указания Минфина России и Банка России от 29.11.2001 N N 101н, 162-П в настоящее время утратили силу);
Варианты открытия расчетного счета
- Лично в банке. Сделать это может лично ИП или руководитель юридического лица, либо иное лицо по доверенности. Для физического лица необходима нотариально заверенная доверенность, для ООО достаточно подписанной руководителем и скрепленной печатью.
- На выездной встрече. В этом случае документы для открытия счета оформит менеджер, который приедет в заранее обговоренное место.
Перед открытием нужно уточнить, какой способ доступен в вашем городе, оставив заявку на сайте.
Выплата заработной платы
Выплаты отражают по дебету 70 счета в корреспонденции с 50 или 51 счетом, в зависимости от того, каким способом работодатель выдает зарплату: через кассу или путем перечисления на счет.
Перечисление удержанного налога в бюджет отражают проводкой Дт 68 Кт 51.