Что такое стратегия диверсификации, как классифицируется и как выбрать стратегию

Что такое стратегия диверсификации, как классифицируется и как выбрать стратегию

Что такое стратегия диверсификации, как классифицируется и как выбрать стратегию
СОДЕРЖАНИЕ
0
8 просмотров

Одним из ключевых правил каждого инвестора является равномерное распределение средств в различные виды активов или диверсификация. Грамотное проведение диверсификации денежных средств требует предварительной разработки стратегии и ознакомления с текущими реалиями финансового рынка. Стратегия диверсификации – это план действий по развитию дополнительных направлений бизнеса, относящихся к иной сфере товаров или услуг. Другими словами, стратегия перераспределения средств позволяет компаниям получать прибыль даже в период экономического спада.

Классификация стратегий диверсификации

Стратегия диверсификации предусматривает приобретение или разработку активов и товаров из различных сфер рынка для снижения потенциальных рисков ухудшения ликвидности одного из инструментов. На текущий момент специалисты выделяют пять актуальных стратегий диверсификации:

  • стратегия горизонтальной диверсификации;
  • вертикальная интеграция;
  • концентрическая диверсификация;
  • стратегия конгломератной диверсификации;
  • международная диверсификация.

Стратегия горизонтальной диверсификации

Главная цель горизонтальной диверсификации состоит в покупке или разработке новых продуктов, которые можно реализовать уже имеющейся целевой аудитории. Как правило, такой метод используют организации с высоким уровнем технологий и отлаженным механизмом продаж.

Пример горизонтального перераспределения средств: Роганский молокозавод начинает производить дополнительный вид сыра. При падении спроса на классические варианты продукции, целевая аудитория компании может перейти на новый вид товара, что поможет избежать денежных потерь.

Ключевым недостатком данной стратегии является ограничение одной отраслью, что позволяет лишь незначительно уменьшить риски.

Подвидом горизонтального вида распределения средств служит центрированная диверсификация. Такой способ позволяет привлечь аудиторию, подходящую по профилю, но не пользующуюся услугами или товарами из-за дороговизны.

Типичным примером центрированного перераспределения средств является политика владельцев сети гостиниц Хилтон. В погоне за привлечением дополнительной аудитории СЕО создали дочернюю сеть гостиниц под названием Инн. Отличительной особенностью Инн стали более низкие цены и упрощенное обслуживание.

Вертикальная интеграция

Суть вертикальной стратегии – изменение текущего этапа работы компании. Другими словами, владельцы организации начинают убирать посредников, продавая товары напрямую покупателям.

Наиболее типичными примерами данной стратегии являются:

  1. Отказ от услуг отдельных розничных продавцов и открытие собственного магазина. Банальное избавление от посредников позволяет снизить конечные цена на товар и не зависеть от политики других компаний.
  2. Покупка компании, поставляющей сырье. Очевидное решение, дающее возможность уменьшить себестоимость продукции, снизить рыночную стоимость товаров и обезопасить бизнес от влияния посредников.
  3. Открытие вспомогательной ниши к основному бизнесу. Если компания имеет строительный бизнес, то можно начать продавать краски и материалы напрямую покупателям по сниженным ценам.

Разделяют три типа вертикальной интеграции:

  • полная интеграция производственной деятельности;
  • частичная интеграция, в ходе которой часть комплектующих закупается у конкурентов;
  • квазиинтергания, предполагающая создания союза предприятий без перехода прав собственности.

Концентрическая диверсификация

Методика направлена на расширение собственного инвестиционного портфеля за счет родственных направлений бизнеса, помогающих продаже основных продуктов или услуг. Проще говоря, компания начинает производить товары, существенно дополняющие или улучшающие основные.

Несколько примеров концентрического типа перераспределения средств:

  1. Компания по созданию детских игрушек приобретает мелких производителей оп всей стране. Такое решение позволяет владельцам существенно расширить целевую аудиторию и уничтожить конкурентов.
  2. Пекарня начинает продавать помимо готовой продукции сырое тесто для любителей домашней кухни.

Ключевыми преимуществами такой стратегии можно назвать:

  • получение доступа к готовому рынку;
  • снижение конкуренции в бизнес нише;
  • существенный рост эффективности использования имеющихся ресурсов.

Главным подвидом концентрической стратегии служит корпоративная диверсификация. Суть стратегии состоит в получении синергии между схожими дочерними организациями. Для осуществления корпоративной стратегии необходимо соблюдение таких условий:

  • возможность использования схожих технологий в новой сфере деятельности;
  • передача изобретений из одной бизнес-сферы в другую;
  • использование бренда для привлечения целевой аудитории.

Стратегия конгломеративной диверсификации

Минимизация рисков по данной стратегии подразумевает ведение двух полностью независимых бизнес направлений, никоим образом не улучшающих друг друга. Для создания конгломеративной диверсификации владельцы бизнеса вкладывают средств в совершенно новое направление и заново производят завоевание целевой аудитории. Как правило, вложения средств в рамках данной стратегии производятся в новые и очень перспективные отрасли рынка.

К конгломеративному распределению средств, в большинстве случаев, приходят компании, имеющие:

  • большие знания и опыт на новых рынках;
  • конкурентные технологии, дающие возможность быстро завоевать рынок;
  • понимание того, что новое направление бизнеса значительно перспективнее текущего.

Типичным примером может служить выход производителя обуви на рынок одежды. Примененные умения позволяют обувщику быстро перестроиться на новый вид товара и завоевать свою целевую аудиторию.

Главными недостатками стратегии являются:

  • высокие капиталовложения в новую сферу;
  • отсутствие стабильной прибыли первое время;
  • высокий риск потери инвестиций вследствие непродуманной бизнес-схемы.

Для успешного перераспределения капитала необходимо трезво оценить внутренние ресурсы компании, изучить сопутствующие факторы и глубоко проанализировать рыночные тенденции.

Иван Демочкин, инвестор

Международная диверсификация

Один из важнейших методов защиты капитала для крупных компаний. Международное расширение полномочий может быть двух видов:

  • связанное;
  • несвязанное.

Как правило, данный стратегический прием применяется, когда деятельность компании на национальном рынке достигла пика развития. Для успешного выхода на международные рынки сбыта организация должна проявить высокие управленческие качества и правильно выстроить структуру управления.

Правильно реализованная международная диверсификация позволяет:

  • существенно увеличить масштаб производства;
  • получить доступ к редким ресурсам;
  • максимизировать эффективность использования собственных мощностей;
  • снизить риски стагнации и падения продаж.

Разработка стратегии диверсификации

Правильный выбор стратегии является одним из ключевых решений для развития компании. Разработка диверсификационного сценария требует серьезных усилий со стороны руководителей организации. Существует четыре шага, пройдя которые СЕО сможет понять, какая стратегия необходима для бизнеса:

  • анализ сильных сторон и стабильности бизнеса;
  • поиск перспективного направления;
  • оценка возможных преимуществ и недостатков;
  • анализ общего портфеля компании.

Анализ сильных сторон и стабильности бизнеса

Прежде чем приступить к выбору стратегии дальнейшего развития компании, следует оценить несколько моментов:

  • сильные и слабые стороны текущего бизнеса;
  • уровень стабильности;
  • наличие свободных ресурсов и сырья для расширения сфер деятельности.

Рабочая стратегия должна основываться на сильных сторонах бизнеса. Не стоит ориентироваться на успешные примеры конкурентов, поскольку информация об их ресурсах и возможностях недоступна.

Перед расширением производства следует трезво оценить стабильность компании. Ресурсы, которые могут потребоваться для выполнения диверсификации, могут серьезно обескровить нестабильный бизнес и привести к полной потере капитала. Поэтому важно глубоко проанализировать прибыльность и продуктивность текущего направления и лишь после этого планировать расширение.

Четкое понимание достаточности ресурсов компании для проведения перераспределения средств позволит избежать ошибок. Если организации имеет задел на захват новых рынков, то можно планировать дальнейшие действия. В противном случае следует отложить проект или найти альтернативные возможности для увеличения доли рынка, например заключить контракты на дополнительный сбыт продукции или объединиться с другими предприятиями.

Поиск направления для диверсификации

Выбор будущего направления должен быть основан на данных глубокого макроэкономического и отраслевого исследования. Однако, как показывает опыт, большинство владельцев бизнеса стараются выбрать дополнительную нишу на основании собственных знаний, опыта и имеющихся личных контактов.

Если при поиске направлений нет очевидных вариантов, то в оценке вам помогут опытные работники компании. Такими людьми в компаниях обычно являются руководители отделов, опытные менеджеры или просто одаренные специалисты.

Оценка направлений для диверсификации

Разработка способа диверсификации практически ничем не отличается от создания нового бизнеса. Этап оценки вариантов состоит из:

  • детального исследования рынка;
  • определения ключевых конкурентов;
  • получения сведения о целевой аудитории;
  • изучения основных тенденций рынка.

Грамотно выбранное направление должно четко отвечать следующим требованиям:

  • потенциал рынка предсказуем в долгосрочной перспективе;
  • эффективность продаж и ключевые аспекты сбыта хорошо ясны;
  • ресурсов компании хватает на полное выполнение плана;
  • имеется четкий план финансирования диверсификации, содержащий затраты на технологии, оборудование, маркетинг и качественную работу с клиентами;
  • продуманы все критерии оценки эффективности выбранной стратегии;
  • диверсификация – это единственный способ выхода на новый рынок.

Анализ общего портфеля компании

После полного анализа всех направлений для проведения диверсификации имеет смысл оценить каждый вариант в рамках товарного портфеля организации. Положение и роль всех услуг или товаров дол быть четко зафиксированы. Вполне вероятно, что лучший вариант для инвестирования попросту не впишется в товарный портфель и будет эффективен лишь на бумаге.

Лучшими методами анализа портфеля являются:

  • матрица БКГ;
  • матрица МакКинси;
  • матрица АДЛ.

Выбираем стратегию диверсификации

После выполнения четырех шагов выбора направления следует переходить к непосредственному выбору метода диверсификации. Метод перераспределения денежных средств может зависеть от:

  • текущего положения компании на рынке;
  • заполненности имеющейся ниши;
  • доступных ресурсов;
  • приоритетных направлений;
  • доступных технологий.

Очевидно, что лучшим выбором стратегии для различных компаний будут:

Вид организации

Оптимальная стратегия

Малое предприятие

Горизонтальная или концентрическая

Лидер в нише

Центрированная или концентрическая

Национальный гигант

Международная и вертикальная

Индивидуальный предприниматель

Горизонтальная

Основные примеры грамотно проведенной диверсификации:

  1. Корпорация Xiaomi. Китайский гигант совместил горизонтальную и конгломеративную диверсификации, начав производить все, начиная от мобильных телефонов и заканчивая туалетной бумагой.
  2. Корпорация Apple. Успешное применение уже имеющейся технологии Retina в телефонах и ноутбуках компании можно отнести к корпоративной диверсификации.
  3. Студия Disney. Известнейшая студия использует персонажей из мультфильмов в парках развлечений и аттракционах. Работа на одинаковую целевую аудиторию дает компании возможность заработать как на мультфильмах, так и на услугах.

В итоге: правильный выбор стратегии – залог успеха

Перераспределение средств по одному из методов позволяет увеличить присутствие компании на рынке и приумножить доход. Правильно проведенная минимизация рисков существенно увеличивает целевую аудиторию организации. Перед непосредственным перераспределением финансовых активов следует детально проанализировать перспективные рыночные ниши и трезво оценить текущие ресурсы компании.

Комментировать
0
8 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно

Инвестирование в облигации компании РЖД Инвестирование
0 комментариев

Как вложиться в такси на примере Яндекс.Такси? Инвестирование
0 комментариев