Что такое стратегия диверсификации, как классифицируется и как выбрать стратегию

Инвесторы должны придерживаться правила равномерного распределения своих средств между различными видами активов, также известного как диверсификация, чтобы снизить риск потерь. Чтобы стратегия диверсификации денежных средств была успешной, ее необходимо разработать заранее и понять концепцию ознакомления с текущими реалиями финансового рынка.

Определяющая стратегии вхождения в новые сферы бизнеса или расширения в них с целью диверсификации. Другими словами, стратегия перераспределения позволяет компаниям получать прибыль даже во время экономического спада.

Классификация стратегий диверсификации

Основной целью стратегии диверсификации является снижение потенциальных рисков падения ликвидности одного инструмента за счет приобретения или развития активов и товаров из разных частей рынка.

На данный момент эксперты выделяют пять актуальных стратегий диверсификации:

  • Стратегия горизонтальной диверсификации,
  • Вертикальная интеграция,
  • Концентрическая диверсификация,
  • Стратегия конгломератной диверсификации,
  • Международная диверсификация.

Стратегия горизонтальной диверсификации

Горизонтальная диверсификация осуществляется путем покупки или разработки новых продуктов, которые могут быть проданы существующей аудитории для получения такого же уровня прибыли. Этот метод в основном используют компании с высоким уровнем технологий и проверенной годами системой продаж.

Пример горизонтального перераспределения средств: Компания Rogan Dairy начинает производить дополнительный вид сыра. Если спрос на классические варианты продукта упадет, целевая аудитория компании сможет переключиться на новый вид продукта, что поможет избежать денежных потерь.

Основным недостатком данной стратегии является ограничение одной отраслью, что позволяет лишь незначительно снизить риск.

Подвидом горизонтального распределения средств является центрированная диверсификация. Основная цель этого метода — обратиться к демографической группе, которая соответствует вашему профилю, но вряд ли воспользуется вашей услугой или продуктом из-за цены.

В качестве примера такого перераспределения средств, центрированных на владельцах сети отелей Hilton, можно привести следующий пример политики Hilton. Стремясь привлечь дополнительную аудиторию, руководители компании создали дочернюю сеть отелей под названием Inn. Отличительной особенностью Inn были более низкие цены и упрощенный сервис.

Вертикальная интеграция

Основным направлением вертикальной стратегии является изменение текущего этапа компании, что видно из названия. По сути, когда бизнес начнет расти, владельцы организации уберут всех посредников и будут продавать напрямую потребителю.

В качестве типичного примера такой стратегии можно привести следующие:

  1. Избегайте услуг отдельных розничных торговцев и откройте свой собственный магазин. Устранение посредника снижает конечную цену товара, и вы не зависите от политики других компаний.
  2. Купите компанию, которая поставляет сырье. Это очевидное решение снижает себестоимость продукции, уменьшает рыночную цену товара и защищает бизнес от влияния посредников.
  3. Открытие ниши, которая является вспомогательной по отношению к основному бизнесу. Если у компании есть строительный бизнес, можно начать продавать краски и материалы напрямую покупателям по сниженным ценам.

Организация может относиться к одной из трех категорий вертикальной интеграции

  • Полная интеграция производственной деятельности;
  • Частичная интеграция, когда некоторые компоненты приобретаются у конкурентов;
  • Квазиинтеграция, которая предполагает создание совместного предприятия без передачи прав собственности.

Концентрическая диверсификация

Как правило, этот метод используется крупными частными компаниями для увеличения своего инвестиционного портфеля путем приобретения смежных компаний, которые помогут им продавать основную продукцию. В результате компания начинает производить товары, которые значительно улучшают или дополняют основные товары, которые она производит.

Несколько примеров концентрического типа перераспределения:

  1. Компания по производству детских игрушек закупает мелкие товары у мелких производителей по всей стране. Это решение позволяет владельцам значительно расширить целевой рынок и устранить конкурентов.
  2. Пекарня начинает продавать сырое тесто и готовую продукцию для любителей домашней кухни.

Ключевыми преимуществами такой стратегии являются:

  • Доступ на соответствующий рынок;
  • Снижение конкуренции в нише бизнеса;
  • Значительное повышение эффективности использования доступных ресурсов.

В целом, корпоративная диверсификация является основным компонентом концентрической стратегии. Эта стратегия направлена на получение синергетического эффекта между аналогичными дочерними предприятиями по всему миру. Для реализации корпоративной стратегии необходимо выполнение следующих условий:

  • Возможность использования аналогичных технологий в новой сфере деятельности;
  • Передача изобретений из одной сферы деятельности в другую;
  • Использование торговой марки для привлечения целевой аудитории.

Стратегия конгломеративной диверсификации

В рамках этой стратегии риск потерь минимизируется за счет ведения двух совершенно независимых направлений бизнеса, которые нисколько не улучшают друг друга. Для создания конгломератной диверсификации владельцы бизнеса инвестируют в совершенно новый бизнес, совершенно новую целевую аудиторию и совершенно новое начинание.

Как правило, инвестиции, сделанные с помощью этой стратегии, осуществляются в относительно новые или перспективные области рынка.

Конгломератное распределение средств, в большинстве случаев, поступает в компании с:

  • Конкурентоспособные технологии, позволяющие быстро завоевать рынок;
  • Осознание того, что новое направление компании гораздо перспективнее, чем нынешнее.

Типичный пример — выход производителя обуви на рынок одежды. В результате применения навыков производитель обуви сможет быстро адаптироваться к новому типу продукции и с легкостью завоевать целевую аудиторию.

У этой стратегии есть, в первую очередь, четыре недостатка:

  • Большие инвестиции в новую область;
  • Отсутствие стабильного дохода в начале;
  • Высокий риск потери инвестиций из-за непродуманности бизнес-планов.

Для успешной программы перераспределения капитала важно честно оценить внутренние ресурсы компании, изучить сопутствующие факторы и глубоко проанализировать рыночные тенденции.

Иван Дёмочкин, инвертист

Международная диверсификация

Способы, с помощью которых крупные компании могут защитить свой капитал, — это деривативы. Международное расширение прав и возможностей может быть двух типов:

  • Связанные;
  • Не связанные.

Как правило, этот стратегический прием применяется, когда деятельность компании на национальном рынке достигла пика развития. В идеале, чтобы добиться успеха на международном рынке, организация должна продемонстрировать образцовые управленческие способности и иметь правильную структуру управления.

При правильном проведении международная диверсификация может быть использована для следующих целей:

  • Значительно увеличить масштабы производства;
  • Получить доступ к дефицитным ресурсам;
  • Максимально эффективно использовать собственные мощности;
  • Снизить риск стагнации и падения продаж.

Разработка стратегии диверсификации

Решение о выборе правильной стратегии является одним из самых важных для развития организации. Разработка сценария диверсификации требует серьезных усилий со стороны руководителей организации.

Генеральный директор может следовать этим четырем шагам, чтобы определить, какая стратегия необходима для бизнеса и как ее реализовать:

  • Анализ сильных сторон и устойчивости компании;
  • Поиск перспективного направления;
  • Оценка возможных преимуществ и недостатков;
  • Анализ портфеля компании в целом.

Анализ сильных сторон и стабильности бизнеса

Прежде чем выбрать стратегию будущего развития вашей компании, необходимо рассмотреть ряд вопросов, в том числе:

  • Сильные и слабые стороны текущего бизнеса;
  • Уровень стабильности;
  • Наличие свободных ресурсов и сырья для расширения сфер бизнеса.

На основе сильных сторон компании следует создать рабочую стратегию. Единственная проблема заключается в том, что вы не можете опираться на примеры успешных конкурентов, поскольку не можете узнать, каковы их ресурсы и возможности.

Перед расширением производства необходимо тщательно оценить стабильность компании. Диверсификация может потребовать значительного объема финансовых ресурсов, что может серьезно истощить нестабильный бизнес и привести к потере всех основных фондов. Следовательно, необходимо, чтобы компания тщательно проанализировала как свою прибыльность, так и производительность, и тогда можно будет правильно спланировать расширение бизнеса.

Четкое понимание достаточности ресурсов компании для перераспределения поможет избежать ошибок. Если у организации есть задел для захвата новых рынков, можно планировать дальнейшие действия.

Если нет, то следует отложить проект или найти альтернативные возможности увеличения доли рынка, например, контракты на продажу дополнительной продукции или слияние с другими компаниями.

Поиск направления для диверсификации

Должен быть основан на глубоком анализе макроэкономики и тенденций развития отрасли. Однако, как показывает опыт, большинство владельцев бизнеса стараются выбрать дополнительную нишу, основываясь на собственных знаниях, опыте и существующих личных контактах.

Важно понимать, что если при поиске рефералов вы не найдете четких вариантов, опытный сотрудник компании может помочь вам в оценке. Часто ответственными за такие проекты в компаниях являются руководители отделов, опытные менеджеры или просто одаренные сотрудники.

Оценка направлений для диверсификации

Разработка способа диверсификации практически ничем не отличается от создания нового бизнеса. На этапе оценки вариантов вы сможете:

  • Детальное исследование рынка
  • Выявление основных конкурентов
  • Сбор информации о целевой аудитории
  • Изучение ключевых тенденций рынка.

Существуют некоторые четкие требования, которые должны быть выполнены при выборе подходящего направления:

  • Потенциал рынка предсказуем в долгосрочной перспективе;
  • Показатели продаж и ключевые аспекты продаж ясны;
  • Ресурсов компании достаточно для полной реализации плана;
  • Имеется четкий план финансирования диверсификации, включая затраты на технологии, оборудование, маркетинг и качественную работу с клиентами;
  • Имеются все критерии оценки эффективности выбранной стратегии;
  • Диверсификация является единственным способом выхода на новый рынок.

Анализ общего портфеля компании

Следующим шагом во всестороннем анализе всех потенциальных областей для диверсификации является оценка каждого варианта в рамках портфеля продуктов организации. Все услуги или товары должны иметь четкую позицию и роль в цепочке поставок.

Во многих случаях лучший вариант инвестиций отсутствует в портфеле продуктов и подходит только для использования на бумаге, а не на практике.

Для эффективного проведения портфельного анализа лучше всего использовать:

  • матрица БКГ;
  • матрица МакКинси;
  • матрица АДЛ.

Выбираем стратегию диверсификации

Завершив четыре этапа выбора направления, следует перейти к непосредственному выбору метода диверсификации.

Перераспределение денежных средств может зависеть от ряда факторов, в том числе следующих:

  • Текущее положение компании на рынке;
  • Доступное заполнение ниш;
  • Доступные ресурсы;
  • Приоритетные сектора;
  • Доступные технологии.

Очевидно, что наилучшим выбором стратегии для различных компаний будет:

Вид организацииОптимальная стратегия
Малое предприятиеГоризонтальная или концентрическая
Лидер в нишеЦентрированная или концентрическая
Национальный гигантМеждународная и вертикальная
Индивидуальный предпринимательГоризонтальная

Основные примеры правильно проведенной диверсификации:

  1. Корпорация Xiaomi.
    Китайский гигант совместил горизонтальную и конгломеративную диверсификации, начав производить все, начиная от мобильных телефонов и заканчивая туалетной бумагой.
  2. Корпорация Apple.
    Успешное применение уже имеющейся технологии Retina в телефонах и ноутбуках компании можно отнести к корпоративной диверсификации.
  3. Студия Disney.
    Известнейшая студия использует персонажей из мультфильмов в парках развлечений и аттракционах. Работа на одинаковую целевую аудиторию дает компании возможность заработать как на мультфильмах, так и на услугах.

В итоге: правильный выбор стратегии – залог успеха

Перераспределение средств одним из методов позволяет увеличить присутствие компании на рынке и повысить доход. Правильно проведенная минимизация рисков значительно увеличивает целевую аудиторию организации.

Перед непосредственным перераспределением финансовых активов необходимо предварительно провести глубокий анализ перспективных рыночных ниш и тщательную оценку текущих ресурсов компании.

Сейчас читают:  Что вкладывают в понятие "Инвестиционные инструменты"?
Добавить комментарий