Особенности финансовой системы Франции и её сравнение с Россией
По уровню развития Франция является одним из самых развитых европейских государств. Китай, входящий в пятерку крупнейших экономик мира, является одной из самых густонаселенных стран мира. Это прогрессивная аграрно-индустриальная страна, занимающая одну из ключевых позиций на международном рынке.
Финансовая система Франции во всем мире достаточно эффективна, но она не лишена проблем и недостатков. Что это такое и чем она отличается от российской?
Финансовая система Франции
Франция — унитарное государство с социально ориентированной экономикой. Помимо того, что президент является главой государства, он также возглавляет парламент, который представлен Национальным собранием и Сенатом. Как и днем, исполнительная власть в стране находится в руках премьер-министра и его правительства. Как мы все знаем, государственное устройство во многом определяет, как работает и эффективно функционирует финансовая система страны.
Для французского финансирования характерно :
- Многозвенность — разветвленная структура экономического сектора, включающая фискальную сферу, специальные фонды, государственный сектор, кредитные и финансовые доходы;
- Высокая степень централизации — на центральный бюджет страны приходится 80% всех доходов и расходов;
- Дирижизм — государство активно вмешивается в управление средствами для успешного решения макроэкономических проблем;
- Обособленность местных бюджетов — относительно независимая политика, существует около 39 тысяч местных бюджетов;
- Дефицит — в последние годы дефицит страны увеличивается.
Президент играет регулирующую роль в финансовой системе Франции. Его властная позиция является одной из самых сильных среди стран с институтом президентства.
В рамках специальных разрешений присутствуют такие учреждения, как Министерство экономики, Комиссия по банковскому контролю, а также Национальный кредитный совет. Существует конституционная основа, которая регулирует весь процесс.
Особенности финансовой системы Франции
Состоит из четырех главных частей:
Звено | Краткие характеристики |
Государственный бюджет | Занимает лидирующие позиции в экономике страны. На его долю приходится 80-85% всего денежного оборота. Не утверждается законодательно, составляется как вспомогательный документ. С конца 1970-х годов является несбалансированным и дефицитным. |
Местные бюджеты | Находятся в ведении местных органов власти. Они представлены административными единицами – регионами, департаментами, округами. Доходы формируются из собственных средств, а именно налоговых поступлений и привлеченных займов, субсидий. |
Специальные фонды | Совокупность капиталов, имеющих целевое назначение. Распоряжается ими государство или местные органы власти. Включают специальные счета казначейства, фонды финансово-кредитных бирж, присоединенный и социальный бюджеты. |
Активы государственного сектора | Госпредприятия играют важную роль – 10% ВВП, 25% инвестиций. Четверть населения занята в госсфере. Представлена ведущими отраслями: угольной, нефтяной, энергетической, газовой, транспортной, химической, аэронавтикой, электроникой. |
Доходы бюджета Франции формируются в основном за счет прямых и косвенных налогов. К последней группе относится в общей сложности 60%.
» Налоговая система Франции обширна. Существует около сотни различных сборов, среди которых основную часть составляют подоходный, потребительский, таможенный, капитальный, акцизный, фискальный, земельный и жилищный налоги.
Светлана Дмитриева, эксперт по налогам
Он охватывает целый ряд услуг, связанных с социальным обеспечением, таких как пенсии, помощь семье, страхование по безработице, страхование по инвалидности и больничному листу. Социальный фонд — это фонд, состоящий как из взносов предприятий, так и личных взносов. В совокупности они образуют Французский социальный фонд. Во Франции финансовый год совпадает с календарным, поэтому бюджет принимается на ежегодной основе.
В чем специфика по сравнению с Россией?
Ряд особенностей российской финансовой системы схож с французской. Этому есть несколько причин, в частности, наличие всех основных компонентов экономики, а также дефицит бюджета и централизованное управление. Принципиальное отличие заключается в том, что во Франции двухуровневая бюджетная система, а в России — трехуровневая.
Французская структура подразумевает разделение на центральный и местные бюджеты, с обширной сетью мелких звеньев.
Современная экономическая реальность Российской Федерации предлагает три уровня бюджетной системы
- федеральный;
- субъектов Федерации;
- муниципальных образований.
Налоговая политика Франции также отличается от американской. Составляя 44% ВВП, налоги относительно высоки по сравнению с ВВП в целом. Подобная статистика обусловлена как государственным обеспечением пенсионеров, так и финансированием системы здравоохранения в стране.
Физическое лицо облагается налогом по прогрессивной ставке от 0 до 52,75% в зависимости от размера задекларированного дохода. Налоговую единицу образует семья, включая супругов, детей-иждивенцев и их родителей.
Общей проблемой для обеих стран является быстрое старение населения. Количество граждан в возрасте 60 лет постоянно увеличивается, что влечет за собой рост государственных расходов на пенсионное обеспечение. Реформы в этой области активно продолжаются с 1990-х годов, хотя и в меньшей степени. В настоящее время основным источником финансирования пенсионного фонда является приватизация государственных компаний.
Также предлагается ввести систему пенсионных накоплений граждан, согласно которой каждый будет иметь доступ к собственным пенсионным фондам.
В экономической политике французского правительства есть прогрессивный аспект. Россия может многое выиграть от развития собственного потенциала в условиях нестабильной макроэкономики.
Подведем итог: чем же отличается французская финансовая система от российской?
Франция — развитая страна Западной Европы с высоким уровнем жизни. Экономическая политика основана на государственном секторе. Бюджеты на местном уровне имеют определенную автономию, но находятся под контролем центрального правительства.
В социальной сфере значительная часть ресурсов тратится на средства, с помощью которых бизнесмены, государственные служащие, пенсионеры и особенно незащищенные слои населения могут жить в комфорте. Для того чтобы больше двигаться к мировым стандартам, французская финансовая система могла бы стать отличным ориентиром для России.