Финансовая система и налоговая политика Германии

Государственная финансовая политика

Многие нерентабельные отрасли промышленности поддерживаются правительством Германии. В качестве примера можно привести добычу угля, производство стали и судостроение.

По обобщенным данным, государственные средства из бюджета идут на прямые субсидии для такого рода предприятий до 30%. Во всей финансовой системе Германии конституция устанавливает основные правила. Важной частью конституции является основной закон государства, который регулирует отношения между землями и федерацией, а также между федерацией и ее общинами.

Он определяет правовые основы распределения бюджетных ассигнований по уровням, например, обусловленные социально-экономическим развитием государства, налоговыми поступлениями и полномочиями налоговых органов.

Согласно фискальной конституции, одной из целей государства является достижение единого для всего государства уровня жизни. В этом смысле государство перераспределяет ресурсы и предоставляет общественные блага, равные для всех.

Вступление

Германия (Bundesrepublik Deutschland — BRD) является одной из ведущих держав капиталистического мира.

После Второй мировой войны Германия стала первой страной, которая провела структурные изменения в своей промышленности. Причиной тому были не только потребности научно-технического прогресса и развитие международного разделения труда, но и специфический фактор: разделение Германии на два независимых государства и, как следствие, диспропорции в структуре ее экономики. В экономике все более заметны новые процессы накопления капитала: высокие темпы роста в высокотехнологичных отраслях и модернизация традиционных отраслей на новой технологической основе. Одним из условий высокой конкурентоспособности западногерманских товаров является обновление продукции.

В контексте фискальных реформ в России чрезвычайно интересен и важен опыт организации финансовой системы в Германии с развитой рыночной экономикой.

1 Характеристика немецкой финансовой системы.

В Германии финансовая система включает в себя федеральный бюджет, бюджеты земель, бюджеты общин, специальные государственные и внебюджетные фонды, а также государственные предприятия. Все финансовые округа страны сгруппированы вместе. Платформой, обеспечивающей связь между федеральным правительством и землями, являются фискальные агентства федерального правительства. Эти округа объединяют ряд финансовых округов.

Сейчас читают:  Каковы функции комиссии по ценным бумагам и биржам с США и в России

Доктор Л. Эрхард (министр экономики послевоенной Германии), чья модель сформировала современные социальные рыночные экономики, справедливо полагает, что социальное благополучие не может быть полностью достигнуто без эффективной налоговой и бюджетной системы. Созданная под его руководством в конце 40-х — начале 50-х годов XX века модель «Фискального порядка», действовавшая на всех уровнях бюджетной системы, стала основой и получила свое логическое продолжение с вступлением в силу важнейших законодательных актов, определяющих современное состояние бюджетного процесса в Германии.

Для начала следует упомянуть обсуждаемые сегодня федеральные законы: «Об основах бюджетного законодательства Федерации и федеральных земель» (1969), «О содействии стабильности и росту экономики» (1967) и «Положение о федеральном бюджете» (1969). В этих законах изложены основополагающие принципы формирования и исполнения федерального бюджета страны:

— Своевременность означает четкое и безоговорочное соблюдение установленных законом сроков;

— Циклический характер — пятилетний горизонт планирования бюджета установил годовой цикл принятия законодательства и выполнения бюджета;

— Надежность — установлена подробная функциональная, финансовая и ведомственная бюджетная классификация и введено законодательство о бюджетной и юридической ответственности, финансовом и бюджетном контроле

— Принцип покрытия и сбалансированности бюджета: необходимость полного финансового покрытия бюджетных расходов и сбалансированного бюджета;

При осуществлении бюджетных расходов принцип эффективности представляет собой предпосылку о том, что необходимо делать обоснованный выбор на основе альтернатив и минимизировать бюджетные риски.

— Необходимо укрепить права, полномочия и ответственность распорядителей и получателей бюджетных средств

— Законодательно закрепить право крупных распорядителей бюджетных средств брать на себя «скользящие» обязательства, когда срок реализации проектов превышает один бюджетный год

— Усиление роли и влияния федерального министра финансов в осуществлении бюджетного процесса.

2. Части финансовой системы Германии

2.1 Бюджет федерального уровня

Бюджет является самым важным звеном в финансовой системе Германии. Государственный бюджет охватывает доходы и расходы трех уровней власти:

— Федерации (федеральный бюджет) ;

— Государственные бюджеты (федеральные бюджеты) ;

Бюджет местных органов власти (бюджет общины или муниципалитета).

Сводный (консолидированный) государственный бюджет получается путем сложения доходов и расходов бюджетов всех трех уровней за вычетом межбюджетных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 года в государственный бюджет включаются средства фонда социального страхования и социального обеспечения.

В Германии бюджетный год совпадает с календарным годом. Немецкий парламент, Бундестаг, утверждает федеральный бюджет. Министерство финансов получает смету расходов на следующий год примерно за девять месяцев до его начала, на этапе составления центрального бюджета. На основе прогнозируемых доходов Министерство финансов уточняет часть бюджета, покрывающую расходы, и представляет его на утверждение федерального правительства. Проект бюджета, одобренный кабинетом министров, направляется на утверждение в законодательный орган. Сначала он поступает в Бундесрат (верхняя палата парламента), который рассматривает его в течение трех недель. После одобрения Бундесратом законопроект о бюджете поступает в нижнюю палату парламента (Бундестаг). После внесения поправок в бюджет любой из палат парламента он возвращается на повторное рассмотрение. После принятия Бундестагом законопроект подписывается президентом и становится законом.

Бюджеты земель и общин составляются одновременно и в одном и том же порядке. Земли обязаны установить такой контроль над бюджетами своих общин, хотя федеральное правительство не имеет на это формального права. Бюджеты земель утверждаются ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны и на более длительный срок.

Высшим контрольным органом Федеративной Республики Германия в области государственных финансов является Федеральная счетная палата, руководство которой избирается обеими палатами парламента (по предложению правительства Федеративной Республики Германия) сроком на 12 лет. Традиционно Министерство финансов готовит и представляет Парламенту и Счетной палате отчет об исполнении бюджета. После заключения Счетной палаты Парламент утверждает закон об исполнении бюджета.

Фискальная политика Федеративной Республики Германия подчинена общим целям экономической политики и базируется на отлаженном механизме ее реализации в послевоенный период, на богатом арсенале средств и методов формирования доходной и расходной статей государственного бюджета.

В федеральный бюджет обязуются поступать страховой налог, таможенные пошлины, акцизы на нефтепродукты, продукты, содержащие алкоголь, и табак. Помимо подоходного налога, налога на прибыль корпораций и налога с продаж, существуют также совместные налоги.

Налоговая система Германии состоит из прямых и косвенных налогов. В группу прямых налогов входят следующие:

— Подоходный налог — ваша доля превышает одну треть от общего объема налоговых поступлений.

( Налог на имущество) — облагает налогом имущество каждого человека или предприятия.

— Налог на прибыль: юридические лица облагаются налогом.

Она облагает налогом земельные участки на предприятиях, в лесном и сельском хозяйстве.

— Налог на транспортные средства — этот налог платят владельцы мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей.

К налогам, которые относятся к этой категории, относятся:

— НДС — составляет 43% от всех национальных доходов от косвенных налогов. Этот налог взимается с конечных потребителей за частное и общественное потребление товаров и услуг.

— Индивидуальные акцизы (налог на потребление) ;

— Таможенные платежи ;

— Импортная пошлина — взимается с импортных товаров, пользующихся экспортными льготами в странах-производителях.

Одним из инструментов влияния государства на процесс общественного воспроизводства являются государственные расходы, которые отражают особенности развития страны. Структура расходов федерального бюджета представлена следующими направлениями:

— Социальная защита населения — 50 %;

Тридцать процентов будет направлено в Министерство обороны и Министерство национальной безопасности;

— Исследования и высшее образование — 10%;

— Транспортная инфраструктура и содержание дорог федерального значения — 10%.

2.2 Страновой и муниципальный бюджеты

Финансирование земли и общин занимает важное место в финансовой системе страны. Государственные и общественные бюджеты составляют более 20% национального дохода Германии. Федеральные земли и муниципалитеты покрывают почти 100% национальных расходов на общественные учреждения, образование и здравоохранение, более 80% всех расходов на транспорт, дороги и жилье, и почти три четверти текущих расходов государственного аппарата.

Налоги штатов состоят примерно из 25 налогов. За федеральные земли выплачивается полная сумма:

— Налог на наследование и дарение ;

— Дорожный налог ;

· Налог на пиво;

— Налог на лотереи, лошадиные скачки и казино ;

— Налог на пожарную безопасность ;

— налог на приобретение земельного участка.

На них приходится более 85% всех налоговых поступлений в землях. Наибольшая доля платежей по социальному страхованию приходится на медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице.

Ниже перечислены основные направления расходов федеральных штатов:

Содействие развитию культурного и среднего образования;

— защита предпринимательства ;

— Общественная безопасность ;

— Фискальная администрация.

Общественные бюджеты собираются в полном объеме:

— Налог на рыболовство — взимается с прибыли до уплаты корпоративного налога;

— Налог на имущество ;

— Местные налоги (на напитки, упаковку, собак, охоту и рыбалку)

В бюджеты общин поступают различные административные сборы и доходы от выдачи местных лицензий. Среди источников доходов местных органов власти — муниципальные дома, водоснабжение, электростанции и газовые заводы.

Бюджеты общин (коммун) обычно расходуют деньги на следующие статьи:

Развитие культуры и воспитание детей младшего возраста;

— Обеспечение дорог для транспорта;

— Здоровье.

Однако расходы штатов и общин отнюдь не обеспечиваются только за счет налоговых поступлений. Для финансирования расходов бюджеты штатов и общин получают от федерального правительства целевые и общие гранты.

2.3 Специальные денежные средства

Специальные фонды являются важной частью финансовой системы Германии. По объему эти средства являются самыми крупными после государственного бюджета. Фонд социального страхования, состоящий из большого количества автономных фондов, охватывающих конкретные виды страхования — страхование на случай временной нетрудоспособности, страхование по безработице, страхование от несчастных случаев, пенсионное страхование для рабочих и белых воротничков, а также для безработных, — является самым важным из них.

Во всех фондах социального страхования мобилизуются доходы. Существует три источника финансирования: обязательные взносы, взносы предпринимателей и государственные субсидии. Взносы предпринимателей составляют наибольшую долю.

Самыми важными, помимо налогов, являются взносы на социальное страхование. Эти взносы формируют финансовую и экономическую основу для коллективной поддержки в старости, болезни и кризисе. Социальная защита и другие социальные услуги, предоставляемые государством, финансируются за счет налогов, то есть за счет общества в целом, а на уровне общества в целом — за счет государственного бюджета.

В распоряжении правительства имеется ряд внебюджетных фондов, среди которых Фонд выравнивания бремени войны, Европейский фонд экономического развития и другие.

2.4 Государственные предприятия

Ядром ГП являются крупные предприятия, на долю которых приходится около 2/3 всего акционерного капитала ГП.

Государственные предприятия играют важнейшую роль в финансовой системе страны. В Германии хорошо развит сектор государственной собственности. В целом, транспорт и связь, горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, производство электроэнергии, производство алюминия, добыча нефти и газа, около 50% производства автомобилей и судостроение находятся в исключительном ведении государства, муниципалитетов и федерального правительства. Государство концентрирует в своих руках отрасли, которые недостаточно прибыльны для монополистического капитала, включая строительство дорог, автомагистралей, аэродромов и жилья.

Государственные предприятия в Федеративной Республике Германия часто убыточны, поскольку их продукция продается по низким ценам частным монополиям. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, поэтому долги государственных предприятий продолжают расти.

Если государственные предприятия не являются убыточными, они платят налоги в бюджеты соответствующих уровней наравне с другими предприятиями.

Финансовый капитал страны представлен группами взаимосвязанных промышленных, финансовых и других монополий, охватывающих всю национальную экономику. Германия отличается меньшим количеством финансовых групп не только по сравнению с США, но и по сравнению с развитыми капиталистическими странами, экономика которых имеет такие же размеры, как экономика Западной Германии: в Японии, Франции и Великобритании насчитывается 15-20 групп такого типа, тогда как в Германии — менее 10. Это объясняется огромной концентрацией банковского капитала в руках трех крупных банков — Deutsche Bank, Dresden Bank и Commerzbank: они контролируют около 80% акционерного капитала страны.

Заключение

Таким образом, финансовая система Федеративной Республики Германия включает в себя бюджеты трех уровней, специальные правительственные и внебюджетные фонды, а также государственные предприятия.

Именно налоговые поступления формируют большинство бюджетов. Следует отметить, что прямые налоги в Германии преобладают и превышают поступления от косвенных налогов в 2 раза. Большая часть государственных средств расходуется на социальное обеспечение, далее следуют экономические и военные расходы, расходы на науку, образование и управление.

В Германии наряду с основными бюджетами существуют специальные фонды. Они могут быть постоянными или временными и в основном создаются путем вычета денег из заработной платы. Здесь также преобладают социальные фонды.

Как правило, государственные предприятия являются убыточными, и покрывают свои убытки за счет федерального бюджета.

Поэтому финансовая система Германии построена таким образом, чтобы полностью соответствовать государственной политике социальной рыночной экономики, которая уделяет большое внимание социальному обеспечению и поддержанию нормального жизненного уровня.

Характеристики немецкой политики

На фискальную политику страны в значительной степени влияет объединение восточной и западной частей.

Для компенсации различных уровней экономического развития Германии был введен специальный налог солидарности. Этот налог предполагает увеличение подоходного налогообложения для физических и юридических лиц.

После объединения Германии в ее состав вошли 16 земель, тогда как раньше их было всего 10. В состав федеральных образований входит более 11 000 муниципалитетов или районов.

Особенностью финансовой системы Германии является ее федеративная структура. Другим важным фактором, на котором основана немецкая финансовая система, является немецкая модель управления в национальной экономике. Часто так называют модель социального рыночного хозяйства. Государство играет большую роль в экономической жизни этой страны.

Среди функций государства — обеспечение равномерного распределения социальных благ между всеми гражданами. В Германии производители товаров и услуг вынуждены нести высокие издержки из-за высокого уровня предоставляемых гарантий. Германия характеризуется самой высокой стоимостью рабочего времени, но высокие пособия по безработице не стимулируют граждан к труду. Эти социальные цели характеризуются значительными финансовыми изъятиями из государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Таким образом, уровень налогообложения в Германии иногда может превышать 65% от нераспределенной прибыли.

Финансовая система Федеративной Республики Германия состоит из федерального бюджета, бюджетов 16 земель, муниципалитетов, земельных и внебюджетных специальных фондов, финансов федеральных железных дорог и Федеральной почты, государственных предприятий, учреждений социального страхования, Федерального ведомства труда. По всей стране существуют финансовые округа. Связь между федеральным бюджетом и бюджетами земель образует Оберфинансдирекция. Под ними группируются различные финансовые округа.

Формально все звенья бюджетной системы автономны, т.е. они составляют собственные бюджеты, собирают налоги и сборы и тратят деньги на задачи, находящиеся в их компетенции.

Управление бюджетом в федеральном правительстве и правительстве штатов основано на принципе «автономии и независимости». Что касается налогообложения, то существует исключительная законодательная компетенция федерального правительства (таможенные и налоговые монополии), параллельное законодательство и, наконец, особые права земель и муниципалитетов (муниципальные налоги и ставки прямых налогов). Помимо земель и муниципалитетов, Бундесрат должен утверждать федеральные налоги.

Тенденция к тесному сотрудничеству между федеральным правительством и правительствами штатов прослеживается и в области финансов. Раздельная система налоговых поступлений была отменена, и была принята единая система. Сначала федеральное правительство и правительства штатов начали делить доходы и корпоративные налоги, а в 1969 году «совместный налог» «великого налогового союза» стал также налогом с продаж. С тех пор федеральные власти и власти штатов получают равные доли подоходного и корпоративного налогов, а муниципалитеты получают определенную законом долю этих налогов. С другой стороны, доля федерального правительства и правительств штатов в доходах от налога с продаж зависит от их доходов и расходов и поэтому является постоянным предметом споров.

В результате, как горизонтальное распределение доходов между землями, так и вертикальное распределение доходов между федеральным правительством и бедными землями повышают полноту фискальной системы. Федеральное правительство также регулирует горизонтальное распределение с одобрения Бундесрата, что часто способствует созданию коалиций между федеральным правительством и фискально слабыми землями. Вертикальное и горизонтальное распределение доходов государственного бюджета, регулируемое федеральным центром, в прошлом было основным источником конфликта между федеральным правительством и землями и неоднократно приводило к искам в Федеральный конституционный суд.

Финансовая система любой страны является основой, распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Экономические основы построения финансовой системы являются финансовой политикой государства. А главной задачей данной политики является грамотное разделение сфер и звеньев финансовой системы, определение и разграничение их задач и функций.Финансовая система Германии включает в себя федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, бюджеты общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды, финансы Федеральной железной дороги и Федеральной почты, финансы государственных предприятий, финансы органов социального страхования, федерального ведомства по труду.По всей стране расположены финансовые округа. Высшие финансовые управления выступают в качестве связующего звена между федеральным бюджетом и бюджетами штатов. Их цель — объединить несколько финансовых округов.

Рассматривая финансовую систему Германии с точки зрения ее составляющих, можно выделить четыре основных раздела: федеральный бюджет, бюджеты земель и муниципалитетов, специальные фонды и государственные предприятия.

Бюджеты являются основным звеном финансовой системы Германии, государственный бюджет включает доходы и расходы трех уровней управления: федерального бюджета, бюджетов федеральных земель и муниципальных бюджетов. Государственный бюджет в Германии разрабатывается в соответствии с общими целями экономической политики и исполняется по отлаженному в послевоенный период механизму на основе разнообразных средств и методов формирования доходных и расходных статей.

В федеральный бюджет полностью поступают страховой налог, таможенные пошлины, акцизы на нефтепродукты, спиртосодержащую продукцию, кофе и табак.

Являясь важным инструментом государственного контроля над процессом общественного воспроизводства, государственные расходы отражают особенности развития страны. Структура расходов федерального бюджета представлена следующими направлениями: социальная защита населения — 50%, национальная оборона и национальная безопасность — 30%, научные исследования и высшее образование — 10%, транспортная инфраструктура и содержание федеральных автомобильных дорог — 10%.

Основными статьями расходов в бюджетах земель являются развитие культуры и среднего образования, защита бизнеса, общественная безопасность и налоговое администрирование.

Установите Kutools для Excel на сайте extendoffice.com/product/kutools-for-excel.html. Ω Выберите нужную строку в Excel и нажмите на название инструмента Kutools. Ω Введите «Диапазон», затем «Преобразовать диапазон». Ω В разделе «Тип преобразования» отметьте «Из строки в диапазон», выберите «Столбцы на запись» и «Фиксированная стоимость» введите число в поле справа. Ω Нажмите «OK».

Основными направлениями расходов общинного (муниципального) бюджета являются развитие культуры и дошкольного образования, дорожное хозяйство и здравоохранение.

Однако расходы штатов и общин далеко не всегда обеспечиваются только за счет налоговых поступлений. Для финансирования расходов бюджеты штатов и общин получают от федерального правительства целевые и общие гранты.

В немецких финансах специальные фонды играют ключевую роль. По объему эти фонды занимают второе место после государственного бюджета. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, состоящий из большого количества автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования — страхование на случай временной нетрудоспособности, страхование по безработице, страхование от несчастных случаев, пенсионное страхование для рабочих и служащих, а также для неработающих лиц.

Налоги на страхование, таможенные пошлины, акцизы на нефтепродукты, продукты, содержащие алкоголь, кофе и табак — все это поступает в федеральный бюджет.

Финансовая система страны включает внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд компенсации военных тягот, Европейский фонд экономического развития и другие трастовые фонды.

Финансы государственных предприятий являются неотъемлемой частью финансовой системы страны. В Германии государственная собственность хорошо развита. Транспорт и связь, горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, все производство электроэнергии и алюминия, около 50% производства автомобилей и судов, добыча нефти и газа полностью находятся в руках государства, муниципалитетов и федерального правительства. Государство концентрирует в своих руках отрасли, недостаточно прибыльные для монополистического капитала, такие как строительство автомагистралей, аэродромов, жилья.

Около двух третей общего уставного капитала государственных предприятий находится в руках крупных концернов.

Государственные предприятия в Германии, как правило, убыточны из-за низких цен на свою продукцию, которая продается частным монополиям. Убытки покрываются за счет краткосрочных и среднесрочных кредитов, в результате чего долги государственных предприятий растут.

Там, где ГП не имеют дефицита, они платят налоги в соответствующие государственные бюджеты так же, как и другие формы собственности.

Следует отметить, что формально все части финансовой системы автономны, т.е. они самостоятельно готовят бюджет, собирают налоги и сборы и расходуют средства на выполнение собственных функций.

Таким образом, бюджеты в основном формируются из налоговых поступлений. Наибольшая доля государственных средств расходуется на социальное обеспечение, затем следуют расходы на экономику, армию, науку, образование и управление. В Германии в дополнение к основным бюджетам существуют специальные фонды. Также преобладают фонды социального страхования. Государственные предприятия в большинстве своем являются убыточными отраслями. Очень часто эти предприятия не приносят прибыли и покрывают свои убытки за счет средств из федерального бюджета.

Финансовая система Германии построена таким образом, что она полностью соответствует государственной политике социальной рыночной экономики, при этом большое внимание уделяется социальному обеспечению и поддержанию достойного уровня жизни для населения.

Добавить комментарий