Формы регулирования финансового рынка Российской федерации
Финансовая система — важный и одновременно сложный механизм жизни любой страны. Для того чтобы экономика функционировала, а участники эффективно взаимодействовали, необходим постоянный контроль.
Структура рынка достаточно сложная и разветвленная, требующая грамотного управления и распределения ресурсов. Россия находится на пути к созданию новых методов регулирования финансового рынка, способных упорядочить всю систему.
Что собой представляет государственное регулирование финансовых рынков в Российской Федерации?
Под ним понимается процесс упорядочивания различных видов деятельности участников экономических отношений внутри страны. Выполнение законодательных, контрольных и надзорных задач, а также защита интересов финансовых объектов, субъектов и посредников.
Российский ФР включает в себя шесть сегментов:
- Деньги;
- Валюта;
- Страхование;
- Ценные бумаги;
- Драгоценные металлы;
- Капитал.
В сфере фискальных услуг нет четкого законодательства. В прошлом финансовое регулирование находилось в ведении государства в лице Федеральной службы по финансовым рынкам. ФСФР считалась основным органом исполнительной власти с расширенными полномочиями по правовому контролю и надзору за финансовыми рынками.
В 2013 году все функции службы были переданы Центральному банку России, который в настоящее время представляет собой огромный регулятор.
Его основные задачи сводятся к следующему:
- Поддерживать и упорядочивать все сегменты экономики;
- Выявлять пробелы и недостатки в той или иной области;
- Защищать права потребителей;
- Эффективно стабилизировать систему и поддерживать доверие к стране в целом.
В одиночку решать такие задачи непросто. Хотя монополия регулятора имеет свои недостатки, есть и преимущества. Одно из них заключается в том, что из-за введения единых правил и стандартов предотвращается появление участников финансовых рынков, эксплуатирующих правовые и процедурные противоречия. Кроме того, это способствует формированию целых финансовых конгломератов, которые контролируют множество рычагов.
Надлежащее регулирование ФР является гарантией непрерывного роста конкурентоспособности национальной экономики.
Методы государственного регулирования финансового рынка в России
В мировой практике применяются три модели регулирования:
- Секторальный надзор — надзор осуществляется в каждом секторе экономики отдельно, с закреплением за ним различных регулирующих органов;
- Двойной пик — надзор за деятельностью осуществляется сразу с двух сторон, со стороны центрального органа и путем дистанционной проверки отчетов;
- Мегарегулирование — интегрированная модель регулирования всех сфер, закрепленных за одним органом власти
Российская Федерация пошла по пути централизованного контроля в сочетании с саморегулированием своего финансового сектора.
По мнению специалистов, существуют различные формы регулирования в зависимости от функционирования рыночных отношений:
Тип | Суть | Исполнители |
Законодательная | Законотворческая и нормативно-правовая деятельность, регламентирующая финансовые процессы на ФР | Высшие законодательные органы власти национального и субнационального порядка |
Государственная | Разработка и реализация официальных документов на исполнение законов, постановлений, указов | Минфин, Центральный банк, различные службы |
Саморегулируемая | Защита интересов и прав участников рынка в рамках действующего законодательства | Некоммерческие добровольные объединения профессиональных участников – ассоциации, союзы, общественные организации |
В России действуют Российская ассоциация участников фондового рынка, Всероссийский союз страховщиков и Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев.
В зависимости от направленности различают следующие способы ФР:
- Прямые — принятие административных и законодательных документов;
- Косвенные — через фискальную, бюджетную и инвестиционную сферы;
- Институциональные — влияние на участников рынка;
- Функциональные — правила и требования для валютных операций.
Административное, денежное и эмиссионное регулирование являются основными сферами регулирования.
Итак, какими методами регулирования рынка финансов пользуется РФ?
С 2013 года Центральный банк России официально признан финансовым мегарегулятором российского рынка.
Помимо административных и законодательных ресурсов, она оказывает непосредственное влияние на участников и финансовые инструменты. Доверие инвесторов к системе неуклонно растет, приближая ее к мировым стандартам.