No Image

Понятие финансовые операции и их виды

СОДЕРЖАНИЕ
0
3 просмотров

Фондовый рынок Российской Федерации имеет огромное количество сверхприбыльных финансовых инструментов. Выгодно вложить средства может даже начинающий инвестор, имеющий в кармане одну тысячу российских рублей. Однако следует знать, что инвестирование денежных средств в разные торговые инструменты может осуществляться лишь с использованием определенных финансовых операций.

Что такое финансовая операция?

Финансовая операция представляет собой сделку между физическими или юридическими лицами, связанную с переходом прав собственности на какой-либо вид имущества, включая денежные средства. Основные виды сделок представлены:

  • международными и внутригосударственными денежными переводами;
  • получением и выдачей финансовых кредитов;
  • выплатой дивидендов по долговым бумагам и акциям;
  • переводом пенсий, алиментов или наследства;
  • приобретением ценных бумаг и недвижимости;
  • вложением средств в уставной капитал организаций.

К лицам, осуществляющим финансовые операции можно отнести:

  • банки и некоммерческие организации;
  • профессиональных участников рынка;
  • предпринимателей, занимающихся биржевой деятельностью;
  • продавцов драгоценных металлов и камней;
  • ломбарды и пункты скупки материальных ценностей;
  • страховые компании и биржевых брокеров;
  • организаторов лотерей и интернет-казино;
  • нотариусов.

Основные виды финансовых операций

Все финансовые операции подразделяются на:

  • форфейтинг;
  • синдицирование;
  • франчайзинг;
  • хеджирование;
  • лизинг;
  • факторинг;
  • эккаутинг.

Форфейтинг

Термин форфейтинг применяется в кредитных организациях и означает покупку долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безвозвратной основе. Простыми словами форфейтинг подразумевает покупку коммерческого обязательства заёмщика перед кредитором или экспортером.

Главными преимуществами форфейтинга являются:

  • взятие покупателем долга всех обязательств на себя;
  • возможность продажи долговых бумаг на вторичном рынке;
  • право на дробление долга и возможность оформления части обязательств в виде векселя;
  • гибкий график платежей и предоставление льготного периода для форфейтера.

Недостатки форфейтинга состоят в:

  • трудностях, возникающих при выборе гаранта сделки;
  • высокой марже форфейтера;
  • сложностях составления документов, сопровождающих сделку купли/продажи.

Форфейтинговые ценные бумаги представляют собой векселя двух видов:

  • переводные;
  • простые.

Как правило, такие ценные бумаги вполне ликвидны на вторичном рынке и могут быть проданы в любой удобный для держателя момент. Кроме векселей, форфейтер может получить аккредитив от банковской организации.

Синдицирование

Объединение денежных средств различных инвесторов в синдикаты для решения общей задачи получило термин синдицирование. С развитием данного вида финансовых операций большинство банковских учреждений объединились между собой как кредиторы. Такой подход позволил равномерно распределить покупаемые банками форфейтинговые бумаги.

Преимущества синдицирования для банковских организаций очевидны:

  1. Возможность удовлетворения кредитных аппетитов крупных организаций.
  2. Расширение клиентской базы банков, участвующих в синдицированном объединении.
  3. Синдицированные кредиты, выданные одной из организаций объединения, могут иметь сроки, значительно превышающие таковые у привычных межбанковских заимствований.
  4. Возможность равномерно распределить риски между всеми кредиторами.
  5. Улучшение общего престижа банков объединения как на отечественном рынке, так и за рубежом.

Недостатки синдецированного кредитования:

  1. Высокие требования к заёмщику. Для получения синдицированного займа физическое или юридическое лицо должно соответствовать огромному перечню требований, среди которых: достаточные объем средств для гарантированного возврата и хорошая кредитная история.
  2. Появление ограничений в работе банковского учреждения при оформлении кредита.

Франчайзинг

Простыми словами, франчайзинг – это аренда чужой распиаренной торговой марки. Пользование франшизой регламентируется соответствующим договором между франчайзером и франчайзи. При составлении договора стороны согласовывают условия использования торговой марки и устанавливают величину отчислений за использование бренда.

Преимущества и недостатки использования франчайзинга показаны в таблице:

 

Франчайзер

Франчайзи

Преимущества

1.     Быстрое расширение бизнеса в новых регионах при минимальных трудовых и денежных затратах.

2.     Минимальное количество рисков. Ведение бизнеса и разработка маркетинговой стратегии производятся франчайзи.

3.     Популяризация бренда.

4.     Получение пассивного дохода от аренды бренда.

1.    Быстрая раскрутка бизнеса.

2.    Минимальные затраты на рекламирование бренда.

3.    Франчайзер берет на себя обучение персонала, проведение тренингов. Кроме этого, франчайзи может использовать оборудование франчайзера.

Недостатки

1.     Отсутствие конфиденциальности. Продажа бренда вынуждает франчайзера рассказать коммерческие тайны.

2.     Унификация учетных программ.

3.     Необходимость постоянного контроля за выполнением договора.

1.    Потеря возможности использовать собственный бренд.

2.    Большие затраты на приобретение франшизы.

3.    Полная зависимость от стабильности франчайзера.

Хеджирование

Хеджирование представляет собой финансовую операцию, позволяющую при помощи одного инструмента уменьшить влияние рыночных факторов на другой актив. В качестве хеджируемого инструмента, как правило, используется товар или финансовый фонд.

Преимущества применения хеджирования рисков:

  • существенное снижение шансов потери капитала;
  • уменьшение операционных рисков;
  • ликвидация фактора неопределенности;
  • значительное улучшение стабильности и финансовой устойчивости компании;
  • уменьшение стоимость привлечения различных видов финансирования.

Недостатки применения хеджирования:

  • отказ от возможной дополнительной прибыли;
  • лишние издержки на обслуживание хеджирующих сделок;
  • вероятность параллельного изменения цен на срочном и спотовом рынках;
  • суточный биржевой лимит на размер операций;
  • усложнение структуры сделок.

Лизинг

Лизинг – это передача прав на использование любого вида имущества на любой срок с периодической выплатой компенсации. Операция позволяет получить в собственность недвижимость, не оплачивая полную стоимость, а лишь иногда отчисляя оговоренную сумму в пользу владельца.

Очевидными преимуществами лизинга можно назвать:

  • простоту получения недвижимости при помощи данной финансовой операции;
  • выплаты дивидендов могут производиться по удобной обеим сторонам схеме;
  • инструмент допускает различные виды обеспечения;
  • платежи лизингового типа относятся к производственным издержкам;
  • активы не числятся на балансе лизингополучателя и не подлежат налогообложению;
  • снижение рисков, возникающих при владении недвижимостью.

Не обошлось и без недостатков, среди которых следующее:

  • стоимость лизинга выше, чем закупочная цена на покрываемое им оборудование;
  • необходимость внесения авансового платежа в размере 30% от суммы сделки;
  • увеличение финансовых рисков организации-лизингополучателя;
  • нужда в дополнительных гарантиях или залоге;
  • сложность в юридическом оформлении договора.

Выгоды для получателя:

  • возможность решения проблем с оборудованием;
  • уменьшение налогооблагаемой базы из-за отнесения лизинговых платежей к издержкам производства;
  • привлечение средств для осуществления оперативной модернизации производственных мощностей;
  • низкая вероятность отказа лизинговой компании предоставления услуги;
  • возможность получения льгот на оплату таможенных счетов при использовании международного лизинга.

Факторинг

Понятие факторинг подразумевает переуступку неоплаченных долговых требований, полученных в процессе реализации товаров или услуг. Простыми словами, факторинг является услугой, оказываемой банком или факторинговой компанией поставщику. Сущность услуги состоит в выплате финансирования поставщику в обмен на уступку денежных требований, возникших из-за просроченных поставок с отсроченным платежом.

Преимущества факторинга для производителя состоят в:

  • возможности обеспечить непрерывный оборот денежных средств;
  • упрощенной работе с дебиторской задолженностью;
  • возможности найти дополнительных клиентов и одновременно повысить стоимость продукции.

Минусами факторинга в условиях российского рынка являются:

  • достаточно запутанные тарифы, делающие данный финансовый инструмент экономически невыгодным для производителя;
  • получение не более 85% средств от стоимости поставки от факторингового агента;
  • неэффективность операций при работе с постоянными клиентами.

Эккаутинг

Эккаутингом называется деятельность, связанная с получением, анализом, классификацией и оформлением финансовых сведений различного рода. Заказчик эккаутинга получает бизнес-справку, по данным из которой можно судить о следующих параметрах предприятия:

  • платежеспособности;
  • кредитоспособности;
  • финансовом состоянии;
  • возможных рисках инвестирования.

Как правило, эккаутинг производится совместно с международным центром НТИ.

Кредитные операции

Данным термином обозначаются отношения между кредитором и дебитором по предоставлению последнему определенной суммы средств по определенной ставке. Кредитные операции подразделяются на две группы:

  • активные, когда банк выступает в качестве кредитора;
  • пассивные, когда банк берет в долг.

Основными кредитными операциями являются:

  1. Кредит. Широкое понятие, совмещающее большинство форм кредитных отношений.
  2. Ссуда. Форма кредита, в ходе оформления которого производится открытие ссудного счета.

Валютные операции

Валютные операции представляют собой куплю/продажу иностранных денежных единиц, использование зарубежных финансов в качестве средства платежа, пересылку или вывоз валютных ценностей за границу.

На российском рынке имеется пять видов валютных операции:

  1. Приобретение или продажа валютных ценностей резидентами.
  2. Покупка и продажа иностранных валют нерезидентами у резидентов.
  3. Приобретение или отчуждение ценностей нерезидента в пользу другого нерезидента.
  4. Ввоз и вывоз валютных ценностей.
  5. Перевод иностранной валюты на счета отечественных и зарубежных банков.

Пример валютной операции: зарубежная компания покупает у РФ определенные товар и переводит средства на один из государственных счетов.

Банковские операции

Банковскими операциями называется определенный перечень видов деятельности, выполняемый отдельным финансовым учреждением для получения дохода.

Все виды банковских сделок можно условно разделить на четыре вида:

  • пассивные операции;
  • активные операции;
  • банковские услуги;
  • внутренние операции.

Пассивные банковские операции представлены:

  • формированием собственного капитала;
  • приемом вкладов от населения;
  • открытием и ведением счетов клиентов;
  • получением и возвратом кредитов;
  • эмиссией акций и облигаций.

Перечень активных банковских операций включает:

  • выдачу кредитов организациям и физическим лицам;
  • фондовые операции с ценными бумагами;
  • кассовые операции;
  • операции по вложению средств в перспективные организации;
  • комиссионно-посреднические операции, например, факторинг или форфэтинг.

В итоге: выгодны ли основные финансовые услуги компании-должнику?

Большинство финансовых операций позволяет существенно облегчить жизнь производителям. Благодаря банковским кредитам и лизинговым соглашениям организации могут своевременно модернизировать производственные мощности. А, например, факторинг, позволяет ускорить реализацию товара и получить часть денег заранее.

Комментировать
0
3 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно