Диверсификация и маневрирование в бизнесе

Любое дело, даже самое выгодное, не может функционировать без естественного развития. Для предотвращения рисков возникновения критических убытков и увеличения устойчивости компании используется важный прием под названием – диверсификация.

Деловой климат изменчив, поэтому необходимо быть в курсе быстро меняющихся тенденций и новых экономических трендов, которые непременно подвергнут любую бизнес-модель испытанию на прочность.

Диверсификация – что это такое?

Термин «разнообразие» относится к стратегии распределения имеющихся средств между различными продуктами или услугами для снижения риска. Специализация является противоположностью этой концепции, которая делает акцент на конкретной теме.

Специализация значительно увеличивает риск растущих потерь всех финансовых потоков, в то время как расширение помогает застраховать часть прибыли даже при отрицательной доходности некоторых портфелей.

В конечном итоге эта стратегия позволяет сохранить и увеличить прибыль компании в сложных экономических условиях.

При правильной организации, диверсифицировать – означает расширить пространство для маневра, в зависимости от отрасли применения:

  • в недвижимости – инвестируя средства в различные коммерческие объекты;
  • на валютном рынке – вкладывая деньги в разные валютные единицы, либо активы;
  • при приобретении драгоценных металлов – золота, серебра, платины;
  • при открытии депозита – используя более одного банка.
Диверсификация в бизнесе

Диверсификация – это уменьшение рисков.

Преимущества диверсификации

В случае банкротства риски возрастают, если все денежные средства инвестируются только в одном направлении. Вследствие разделения финансовых потоков из разных источников вероятность потери капитала уменьшается обратно пропорционально их количеству.

Когда компании находятся в кризисе или имеют отрицательную кривую прибыли, расширение производства может стать важным инструментом. Во многих случаях это увеличивает выбор потребителей, снижает зависимость от внешних источников, открывает новые рынки и уменьшает зависимость от внешних ресурсов. Все это в конечном итоге приводит к увеличению прибыли компании.

Из-за отсутствия разнообразия основным преимуществом является достижение экономического подъема, который ранее был недостижим. Таким образом, предприятие, производящее широкий ассортимент диверсифицированных товаров, будет более конкурентоспособным, чем то, которое производит единственный, пользующийся спросом товар.

Этот подъем достигается благодаря:

  • Создать эффективную линию взаимного страхования активов от потери;
  • Перераспределить имеющиеся ресурсы;
  • Обучить персонал новым навыкам.

Виды диверсификации

Диверсификация классифицируется предпринимателями по трем основным категориям. К ним относятся: связанные, несвязанные и комбинированные стратегии.

Каждый из них имеет свои сильные стороны, и все они должны быть учтены руководителем предприятия при выборе направления развития.

Связанная

Второе название – концентрическая. Она подразумевает увеличение производительности за счет расширения ассортимента связанных друг с другом продуктов или направлений предпринимательства.

Эта стратегия основана на технологиях и ресурсах, которые уже имеются в распоряжении компании и могут быть применены для создания нового продукта. Обычно при этом создаются дополнительные продукты и услуги, облегчающие предложение основного продукта.

Диверсификация по привязке обычно делится на горизонтальную и вертикальную.

Новые продукты вводятся и разрабатываются в рамках горизонтального расширения. Существующий уровень продаж и отлаженная технология производства подкрепляют сделку такого типа.

В качестве примера можно привести компанию по производству одежды, которая добавляет новый дизайн футболок в свой ассортимент. Риски при таком подходе будут минимальными, поскольку даже если один продукт окажется убыточным, представленный ассортимент будет продолжать приносить прибыль.

В результате вертикального расширения основные производственные процессы компании организуются внутри предприятия, что минимизирует ее зависимость от окружающей среды.

Одним из примеров может быть прекращение сотрудничества организации с розничными магазинами и открытие собственных магазинов. Хотя это очень большие инвестиции, такой тип позволяет получить большую прибыль в долгосрочной перспективе и предложить покупателям лучшие цены.

Порядок диверсификации

Пирамида, помогающая начать диверсификацию.

Несвязанная

Смысл этой стратегии вытекает из ее названия. В этом случае компания развивает несколько областей, не связанных между собой, не оказывающих влияния друг на друга. Это открывает ранее неизученные рынки. В долгосрочной перспективе это позволяет компании найти новые технологии, которые могут улучшить производство ее текущего продукта.

Используя существующие технологии и опыт, эта стратегия позволяет предприятиям получить преимущество перед конкурентами в новых сегментах рынка. Одним из примеров применения этой стратегии являются компании, производящие одежду, которые начинают производить обувь и аксессуары, чтобы освоить новые рынки.

При таком пути можно создать прибыльный бизнес и снизить влияние сезонных тенденций на процесс продаж. На начальном этапе новые виды деятельности компании требуют больших финансовых вливаний. Потери могут быть большими, если все риски плохо просчитаны.

Комбинированная

Он сочетает в себе два предыдущих типа. В целом, это самый эффективный метод.

Хотя расширение ассортимента продукции компании обычно является вынужденной мерой, оно позволяет полностью изменить сферу производственной деятельности и технологические методы. Так компания отделяет себя от основного производства.

Стратегия финансовой диверсификации

Выбор правильной стратегии может значительно улучшить положение и прибыль компании или привести к банкротству. Диверсификация деловой активности должна начинаться с шагов, основанных на производственных преимуществах, если компании хотят добиться успеха.

Это одна из основных причин, почему не следует копировать даже самые прибыльные виды деятельности своих конкурентов. Диверсификация не всегда возможна, и можно ошибиться с выбором типа из-за неправильной оценки ресурсов и возможностей бизнеса.

Типы стратегии

Компания, которая вступает в новую отрасль, может использовать следующие виды стратегий диверсификации:

  1. Поглощение другой фирмы.
    Отличается от слияния тем, что осуществляется без согласия и обеспечивает быстроту интеграции, позволяет сразу получить техническое оснащение, контакты с поставщиком, торговую марку, базу данных и сократить затраты на осваивание отрасли. Поглощение может быть вертикальным, горизонтальным и смешанным.
  2. Создание фирмы с нуля.
    Требует больших инвестиций, преодоления барьеров вхождения, поиска поставщиков и расширения рынков для реализации. Следует рассматривать, если такой путь финансово выгоднее поглощения, либо если требуется время для расширения производства, т. к. конкуренты не будут обращать внимания.
  3. Организация совместных предприятий.
    Облегчает вхождение на иностранные рынки, разделение рисков с партнерами и получение доступа к новому опыту и ресурсам.

Фирму в смежной отрасли часто приобретают за ее способность оказывать отраслевую поддержку основному продукту. Происходит обмен аналогичными технологиями, каналами сбыта, опытом и методами рекламы.

Важно уделить отдельное внимание проникновению в непрофильные или несвязанные отрасли. В рамках этой стратегии покупается любое предприятие, которое рассматривается как потенциальная инвестиция.

Выбираем стратегию диверсификации

При выборе наиболее подходящей стратегии необходимо учитывать темпы роста рынка и конкурентоспособность компании:

  1. При быстром росте рынка и слабой конкурентоспособности рационально покупать аналогичные компании в данной области, диверсифицировать деятельность в смежных направлениях или продавать компанию более крупному игроку.
  2. При быстром росте рынка и сильной позиции необходимо диверсифицировать смежные направления, увеличить концентрацию в секторе и выйти на международные рынки.
  3. При низком росте рынка и слабой конкурентной позиции возникает необходимость расширения в другие отрасли или слияния с другой компанией.
  4. При высокой конкурентоспособности и низком росте промышленности существует необходимость расширения за счет выхода на международные рынки и экспансии в смежные области, затем создания совместных предприятий и вертикального расширения.

Примеры диверсификации

Без этого процесса трудно представить себе органичное развитие бизнеса на протяжении многих лет, поэтому на Западе он является общепринятой практикой.

Например:

  1. Прибыль IBM резко снизилась в 2009 году из-за падения продаж компьютеров. Компания смогла вовремя избежать банкротства только благодаря диверсификации. Прибыль от продажи компьютеров упала на 7%, но вскоре после этого выросла на 18% благодаря продажам программного обеспечения.
  2. За последние 25 лет США активно диверсифицировали свою экономику, инвестируя в наиболее прибыльные активы в различных отраслях. Это помогает странам поддерживать высокий уровень жизни своих граждан и добиваться успеха на международных рынках.

Какие можно сделать выводы?

Можно сделать вывод, что диверсификация – это не только отличный способ сберечь активы, но и возможность их приумножить.

С многолетним опытом зарубежных игроков, ведущим к разработке наиболее эффективных методик. Соответствие затрат желаемому финансовому эффекту имеет первостепенное значение, и портфель никогда не будет убыточным, если это учитывается.

Сейчас читают:  Что следует знать о волатильности валюты и какие самые волатильные валютные пары существуют
Добавить комментарий