Диверсификация и маневрирование в бизнесе

Диверсификация и маневрирование в бизнесе

Диверсификация и маневрирование в бизнесе
СОДЕРЖАНИЕ
0
22 просмотров

Любое дело, даже самое выгодное, не может функционировать без естественного развития. Для предотвращения рисков возникновения критических убытков и увеличения устойчивости компании используется важный прием под названием — диверсификация.

Деловой климат изменчив, отчего необходимо быть в курсе быстроменяющихся тенденций и новых трендов экономики, которые непременно подвергнут любую бизнес-модель проверке на прочность.

Диверсификация — что это такое?

Диверсификация обозначает распределение имеющихся финансовых средств в различные товары или услуги с целью снижения рисков. Данное понятие является обратным специализации, когда наибольший упор делается на какое-то одно специфическое направление.

При специализации существенно возрастает риск роста убытков всех финансовых потоков, в то время как расширение помогает застраховать часть прибыли даже в том случае, когда рентабельность некоторых портфелей будет отрицательной.

В конечном счете данная стратегия способна сохранить и приумножить прибыль предприятия в условиях непростой экономической конъюнктуры.

При правильной организации, диверсифицировать — означает расширить пространство для маневра, в зависимости от отрасли применения:

  • в недвижимости — инвестируя средства в различные коммерческие объекты;
  • на валютном рынке — вкладывая деньги в разные валютные единицы, либо активы;
  • при приобретении драгоценных металлов — золота, серебра, платины;
  • при открытии депозита — используя более одного банка.
Диверсификация в бизнесе

Диверсификация — это уменьшение рисков.

Преимущества диверсификации

Риски, связанные с банкротством, возрастают при вложении всех денежных средств исключительно в одно направление. При разделении финансовых потоков с разных источников шансы потерять капитал уменьшаются в обратной пропорции к количеству этих самых источников.
Расширение производства иногда является главным приемом для компаний с отрицательной кривой прибыли, либо находящихся в кризисе. Оно позволяет повысить конкурентоспособность, уменьшить зависимость от внешних источников, открыть новые рынки, а в некоторых случаях предоставить лучшие цены для потребителей. Все это в конечном счете ведет к росту прибыли компании.

 

Основным преимуществом является достижение ранее невозможного экономического подъема вследствие отсутствия разнообразия. Т. е. наиболее конкурентоспособным будет предприятие, производящее широкий ассортимент диверсифицированных товаров, чем то, что производит один, но востребованный продукт.

Данный подъем достигается за счет:

  • создания эффективной линейки товаров, которые как бы страхуют друг друга от убыточности;
  • перераспределения имеющихся ресурсов;
  • обучения персонала новым навыкам.

Виды диверсификации

Предпринимателями принято выделять 3 основных вида осуществления диверсификации. Сюда относятся: связанная, несвязанная и комбинированная стратегии.

Каждая из них имеет свои сильные стороны, и все они должны быть рассмотрены управляющим предприятием при выборе направления развития.

Связанная

Второе название — концентрическая. Она подразумевает увеличение производительности за счет расширения ассортимента связанных друг с другом продуктов или направлений предпринимательства.

Данная стратегия упирается в первую очередь на технологии и ресурсы, которые уже имеются у компании в распоряжении и могут быть использованы при производстве нового продукта. При этом создаются такие товары или услуги, которые дополняют и облегчают поставки основного вида продукции.

[box type=»info»]Связанную диверсификацию принято делить на горизонтальную, либо вертикальную.[/box]

Расширение по горизонтали предполагает разработку и внедрение новых продуктов. При таком виде компания уже имеет подспорье в виде существующего уровня продаж и отлаженной технологии производства.

Примером данного вида может быть добавление компанией по производству одежды в свой ассортимент нового дизайна футболок. Риски при таком подходе будут минимальными, поскольку даже в случае убыточности одного товара, представленный ассортимент продолжит приносить прибыль.

Расширение по вертикали предполагает развитие предприятия с целью минимизации зависимости от окружающей среды, организуя главные производственные процессы внутри компании.

Примером такого типа может быть прекращение сотрудничества компании с точками розничной торговли и открытие своих фирменных магазинов. Данный вид хоть и требует больших инвестиций, однако позволяет предоставить лучшие цены клиентам и в перспективе многократно увеличить прибыль.

Порядок диверсификации

Пирамида, помогающая начать диверсификацию.

Несвязанная

Смысл данной стратегии исходит из ее названия. В данном случае компания развивает несколько направлений, никак не связанных между собой, которые не оказывают никакого влияния друг на друга. Плюсом данного метода является открытие доступа к ранее неизведанным рынкам. В перспективе это помогает предприятию открывать для себя новые технологии, способные усовершенствовать производство текущего продукта.

Данная стратегия позволяет эффективно использовать имеющийся опыт и технологии для достижения преимуществ, по сравнению с конкурентами, в новых сегментах рынка. Пример применения такой схемы часто демонстрируют производители одежды, которые осваивают новые рынки сбыта, начиная выпускать обувь и аксессуары.

Среди перспектив такого пути отмечается возможность развития нового прибыльного дела, а также снижение влияния сезонных трендов в процессе реализации продукции. Недостаток заключается в крупных финансовых вливаниях, которые предшествует запуску нового вида деятельности компании. При слабом просчете всех рисков это может обернуться крупными убытками.

Комбинированная

Объединяет 2 предшествующих вида. В практике это наиболее используемый способ.

Т.к. увеличение ассортимента продукции для компании часто бывает вынужденной мерой, в перспективе это позволяет полностью изменить сферу производственной деятельности и технологический процесс. Таким образом компания дистанцируется от первичного производства, осваивая новую нишу.

Стратегия финансовой диверсификации

Выбранная стратегия способна сильно приумножить конкурентную позицию и доходы компании, а может привести к ее банкротству. Важно помнить, что диверсификация бизнеса компаний всегда начинается с маневрирования, основанного на преимуществах производства.

Это является одной из основных причин, почему не стоит копировать даже самую прибыльную деятельность конкурентов. Нельзя до конца быть уверенным в их ресурсах и возможностях, это может стать причиной принятия ошибочного решения в выборе типа диверсификации.

Типы стратегии

При проникновении в новые отрасли различают следующие типы стратегий диверсификации:

  1. Поглощение другой фирмы.
    Отличается от слияния тем, что осуществляется без согласия и обеспечивает быстроту интеграции, позволяет сразу получить техническое оснащение, контакты с поставщиком, торговую марку, базу данных и сократить затраты на осваивание отрасли. Поглощение может быть вертикальным, горизонтальным и смешанным.
  2. Создание фирмы с нуля.
    Требует больших инвестиций, преодоления барьеров вхождения, поиска поставщиков и расширения рынков для реализации. Следует рассматривать, если такой путь финансово выгоднее поглощения, либо если требуется время для расширения производства, т. к. конкуренты не будут обращать внимания.
  3. Организация совместных предприятий.
    Облегчает вхождение на иностранные рынки, разделение рисков с партнерами и получение доступа к новому опыту и ресурсам.

При вхождении в родственные отрасли часто приобретаются сильные фирмы, способные обеспечить отраслевое подспорье основного продукта. Происходит обмен схожими технологиями, каналами реализации, опытом и рекламными приемами.

Отдельного внимания заслуживает проникновение в непрофильные или неродственные отрасли. При данной стратегии скупается любое предприятие, которое рассматривается как привлекательная инвестиция.

Выбираем стратегию диверсификации

Для наиболее правильного выбора стратегии следует оценить темпы роста рынка и конкурентоспособность компании:

  1. При быстром росте рынка и слабой конкурентоспособности рациональным будет покупка схожих фирм в данной области, связанная диверсификация, либо же продажа бизнеса более крупному игроку.
  2. При быстром росте рынка и сильной позиции необходима связанная диверсификация, наращивание концентрации в отрасли и выход на международные рынки.
  3. При низком росте рынка и низкой конкурентной позиции необходимо расширяться в другие отрасли, либо сливаться с другой фирмой.
  4. При сильной конкурентоспособности и незначительном росте отрасли необходимо производить экспансию путем выхода на международные рынки и расширения в родственные области с последующей организацией совместных предприятий и вертикальное развитие.

Примеры диверсификации

Без данного процесса сложно представить органичное развитие бизнеса в течение многих лет, а потому на западе это является обыденной практикой.

Например:

  1. В 2009 году прибыль компании IBM сильно сократилась из-за уменьшения продажи компьютеров. Компания сумела вовремя предотвратить банкротство исключительно благодаря диверсификации. Прибыль от продажи ПК сократилась на 7%, но уже спустя короткое время выросла на 18%, благодаря продажам программного обеспечения.
  2. Последние 25 лет США активно диверсифицировало экономику, инвестируя в наиболее выгодные активы в различных отраслях. Это помогло штатам поддерживать качественно высокий уровень жизни граждан и преуспеть на международных рынках.

Какие можно сделать выводы?

Можно сделать вывод, что диверсификация — это не только отличный способ сберечь активы, но и возможность их приумножить.

Многолетний опыт зарубежных игроков позволил перенять и разработать наиболее эффективные методы ее осуществления. Важно не забывать о целесообразности затрат к желаемому финансовому эффекту, и тогда инвестиционный портфель никогда не будет убыточным.

Автор статьи
Конотопский Леонид
Финансы - это просто.
Написано статей
62
Комментировать
0
22 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно